Имя Наполеона Бонапарта прогремело на весь мир в начале XIX века. Когда-то безвестный военный служащий, выходец из мелкой корсиканской аристократии вдруг оказался вершителем судеб стран Европы и за её пределами. Он стал прообразом сверхчеловека, «право имеющего», кем восхищались и кого ненавидели. Сегодня, спустя два столетия всё ещё ведутся дискуссии о личности Наполеона. Однако – вне зависимости от отношения к нему как к человеку – нельзя отрицать колоссальное значение его политической деятельности, закрепившей за ним статус феномена, притягивающего интерес исследователей из самых разных сфер научного знания.
Понятие бонапартизма
Бонапартизмом называют авторитарный стиль правления, отвергающий парламентскую демократию, утверждающий сильную исполнительную власть и опирающуюся на апеллирование к народным массам. Хотя сам термин был применён к правлению французского императора Наполеона III (1852 – 1870), его черты были присущи и политическому режиму, сложившемуся во Франции при Наполеоне Бонапарте. Такой стиль государственного управления позволил стабилизировать ситуацию в стране, положить конец революции, в ходе которой будущий диктатор, во многом благодаря своей харизме, и пришёл к власти. Последнее обстоятельство также является одной из специфических черт бонапартизма, который возникает именно в период кризиса общественной системы.
Если обратиться к типологии власти М. Вебера, власть Наполеона – харизматическая. Престижность и доверие Наполеон Бонапарт заработал благодаря победоносным войнам и мерам по стабилизации ситуации во Франции. Рассмотрим подробнее процесс его становления как сильного государственного лидера.
Сделал себя сам
Как известно, политический имидж Наполеона был неразрывно связан с его талантом полководца. Он был с детства погружён в военную сферу: по достижении 10 лет поступил в кадетскую школу, где выбрал специальность артиллериста, и с тех пор развивался в этой области, параллельно много времени посвящая чтению книг, в том числе трудов военных теоретиков. Наполеон был тихим, отстранённым мальчиком, которого, как ни странно, прозвали Баламутом. Возможно, уже тогда, через литературу погружаясь в мир военного искусства, Бонапарт выстраивал стратегии собственных будущих побед, которые впоследствии пусть и не буквально, но всё же были претворены в жизнь.
В юном возрасте из-за смерти отца на Наполеона легли заботы о семье, погрязшей в долгах. Он обеспечивал мать, многочисленных братьев и сестёр. Предполагаю, что сознание ответственности за судьбу близких, как и за свою собственную, было одним из главных факторов, движущих Наполеоном на его жизненном пути. Даже захватив бразды правления, он не переставал работать, так как понимал, что ничего не достаётся просто так: «Работа – моя стихия; я создан для неё».
Во время одной из войн первой коалиции Наполеону выпал шанс продемонстрировать свой полководческий талант при осаде Тулона, и тогда карьера стремительно пошла в гору. Выпущенный в 1785 году из Парижской военной школы в армию в звании младшего лейтенанта, Бонапарт за 10 лет прошёл всю иерархию чинопроизводства в армии тогдашней Франции. Весной 1796 года он получает под командование Итальянскую армию, успехи которой приносят ему славу. Вполне закономерно, что такой трудолюбивый и амбициозный человек, как Наполеон, захотел большего, имея в виду приход к власти в условиях социальной дезорганизации и борьбы за руководство революционной Францией.
Приход к власти: укрепление личной диктатуры
Совершив переворот 18 брюмера на волне полученной в Италии популярности, Бонапарт стал фактическим правителем государства и задался целью создать политический режим, способны усмирить революцию. Стоит отметить, что в этом проявилась двойственность его позиции, так как в период революции он горячо поддерживал её и даже был одним из членов Общества друзей конституции, который впоследствии трансформировался в Якобинский клуб.
Бонапартизм называют «демократической диктатурой», как бы парадоксально это ни звучало. Эта диктатура жёстко централизует систему управления, сводя роль демократических институтов к сугубо формальной, воздвигает стройную вертикаль власти, пронизанную бюрократизмом. При этом демократия проявляется в идеологической связи правителя с народом. Так, воинская слава полководца транслируется на всю его армию, а через неё – и на весь народ, приобретающий статус великого и героического. Армия становится как техническим, так и идеологическим инструментом власти. Бонапартизм опирается не только на силовые методы, что и придаёт этой диктатуре свойства демократии.
Конституция и имитация народовластия
С приходом к власти Наполеона была издана Конституция Франции (1799), которая обозначила вектор внутренней политики лавирования между противоречивыми интересами разных классов. Была ликвидирована республиканская форма правления и многие достижения революции, главным из которых было участие граждан в принятии законов. При этом конституция была вынесена на референдум. Так была создана иллюзия сопричастности народа к государственному правлению. В целом Наполеон в годы своего правления постепенно возвращал монархический строй с присущими ему внешними элементами, такими как двор, титулы и др.
Отношения Наполеона с французским народом приобрели характер патернализма в сочетании с популизмом, определявших симуляцию народовластия. Бонапарт взял на себя роль доброго и сильного отца, чьи действия обосновывались исключительно заботой о французской нации, стремлением реализовывать народную волю, что должно было сделать возможным всеобщее благо. Пути его достижения правитель видел в обеспечении народного единства, выстраиванию которого могли помешать демократические институты, что и стало причиной их фактического устранения, хотя формально право на выражение воли граждан реализовывалось на всенародных голосованиях, плебисцитах. Результаты подобных мероприятий были известны заранее. Мы понимаем, что просветительские принципы защиты законом прав и свобод человека не вызывали никаких возражений у диктатуры, но лишь при условии лояльности к власти и её установлению.
Использование пропаганды
В реалиях начала XIX века мнением и волей населения было невозможно пренебречь, однако этим мнением и волей можно было манипулировать, чем и пользовался Бонапарт. Пропаганда величия Франции, цензура в сфере культуры и возведение императора в культ – всё это неотъемлемые составляющие политики бонапартизма, которая непосредственно влияла как на укрепление личной власти Наполеона, так и на формирование национального самосознания французского общества, с завершением революции вышедшего на новый этап развития. Кроме того, эти меры способствовали культивированию шовинизма, продвигающего идею о превосходстве Франции и французского народа над всем миром. О деструктивности этой позиции как для самой Франции, так и для других стран можно судить по результатам внешней территориальной экспансии, стимулом к которой и стала идея о французском доминировании.
За что боролся, на то и напоролся
Во многом именно война сделала Наполеона консулом, а потому режим личной власти Наполеона сильно зависел от его милитаристской внешней политики, целью которой было расширить влияние Франции, «изменить лик мира». На мой взгляд, Бонапарт оказался заложником своего имиджа «победителя», так как борьба за гегемонию в Европе не могла длиться вечно, а именно успехи в ней составляли основу кредита доверия к нему как лидеру нации.
В итоге, когда доведённая Наполеоном до совершенства стратегия использования больших воинских контингентов обернулась поражением в войне с Россией и Испанией, а впоследствии и с другими странами, образовавшими VIантифранцузскую коалицию, авторитет французского императора начал снижаться вместе с падением «Великой армии», когда-то символизировавшей победоносность Франции.
Поражения во внешней политике сопровождались проблемами внутри страны, где назревали экономический кризис, тесно связанный с решением Наполеона об экономической блокаде Англии, а также усталость людей от изматывающих войн, недовольство правительственной цензурой.
Политический гений
Свержение Наполеона было вполне закономерным событием, но тем удивительнее предстаёт его возвращение к власти, знаменитые «100 дней Наполеона». На мой взгляд, в этом наиболее ярко проявляется феномен Наполеона Бонапарта, политический гений лидера, способного очаровывать и вести за собой народные массы.
Исторические аналогии
Бонапартизм встречался и встречается в самых разных местах Земли и при самых разных титулах и должностях. Черты этого стиля государственного руководства мы видим у многих правителей прошлого, в числе которых Оливер Кромвель (1653 – 1658) – военно-революционный лидер, пришедший к власти в период английской революции и установивший единоличную диктатуру. Подобно Наполеону Бонапарту, лорд-протектор сосредоточил в своих руках все ветви власти, определял внутреннюю и внешнюю политику и считал своей главной задачей обеспечение спокойствия и стабильности в стране.
Не могу не обратиться и к политическим деятелем истории России. Например, на роль Бонапарта или Кромвеля претендовал П. Н. Врангель как генерал, стремившийся подавить революцию и восстановить империю. Так как бонапартизм тесно связан с понятием авторитаризма, невольно вспоминаю И. В. Сталина, которого обвинял в бонапартизме Л. Д. Троцкий: «Как свидетельствует история, бонапартизм отлично уживается со всеобщим и даже тайным правом. Демократическим ритуалом бонапартизма является плебисцит. Время от времени гражданам ставится вопрос: за или против вождя? Причем голосующий чувствует дуло револьвера у виска».
Примечательно, что и многим современным государственным лидерам стран с авторитарным режимом правления присущи атрибуты бонапартизма, что делает исследование этого феномена чрезвычайно актуальным.
Выводы
Таким образом, бонапартизм – явление, возникающее в критический исторический момент и устраняющее хаос, привнесённый во все сферы общественной жизни революцией, путём установления строгого контроля над ними. Важной особенностью этого феномена является превалирование народной легитимации возникшего лидера над легитимацией правом, не справляющимся с функцией социальной регуляции. В этом сложном политическом контексте лидер выступает как лицо народа, отстаивающее его ценности и потребности в утрированной форме и способствующее формированию политической идентичности, утерянной в период социальных потрясений.
Военная диктатура Наполеона Бонапарта – один из ярчайших периодов в истории Франции, какими бы противоречивыми ни были методы этого правителя. На мой взгляд, помимо таланта полководца, его также выделяла способность чувствовать потребности общества, улавливать социально-экономические и политические тенденции, однако он не подстраивался под них, а действительно внутренне им соответствовал.
Можно предположить, что, находясь у власти, Бонапарт реализовывал не столько национальные, сколько собственные интересы и глобальные планы по завоеванию мира. Французский народ восторженно воспринял приход такого правителя, так как именно энергичный, волевой и смелый человек мог обеспечить подъём Франции с морального и материального дна, на котором она оказалась в результате революции 1789 – 1799 гг. Тем не менее с удовлетворением этого ключевого общественного запроса исчерпывается потребность в жёстком стиле руководства, возвышающего интересы общественные над частными. Тогда авторитарный лидер становится «неудобным» как для представителей элиты, претендующей на непосредственное участие в делах государства, так и для народных масс, утомлённых политической «гонкой», необходимой для компенсации отставания от других стран и для выравнивания с ними во всех сферах, особенно в экономической (главным количественным ресурсом в этой «гонке» и выступает народ). На этом этапе свойственная бонапартизму политика лавирования между классовыми интересами исчерпывает себя, как исчезает и необходимость в «Бонапарте», то есть диктаторе. На этом и завершается период «терапии» нации после политического кризиса, неотъемлемым элементом которой выступает бонапартизм.