Найти тему
5K подписчиков

Медицина для иностранцев в Болгарии. Как это работает?

1,9K прочитали

Мы с семьей живем в Болгарии с июля 2016 года, почти постоянно находимся здесь. И у нас медицинские страховки болгарских страховых, нам так удобнее.

Мы с семьей живем в Болгарии с июля 2016 года, почти постоянно находимся здесь. И у нас медицинские страховки болгарских страховых, нам так удобнее.

Но иностранцы, в том числе из России, могут быть в Болгарии и на туристических условиях, и конечно, со страховками, приобретенными ранее в России. Это нормальное явление - позаботиться о себе на "случай чего". Работает российская страховка традиционно - обращаетесь в страховую, вам организуют оказание медицинских услуг.

У меня российской страховки тут не было, поэтому рассказываю про то, как организовано оказание медицинской помощи в Болгарии по медстраховкам местных компаний или уже по НЗОК (Национальной здравно-осигурительной кассе).

В нашем чате в Телеграме как-то зашла речь о том, как быть, куда звонить и пр., если вдруг заболел в Болгарии. Поэтому, думаю, некоторые нюансы пригодятся для информации и совсем туристам.

С чего начать, если живешь в Болгарии подолгу?

Первое - найти себе "личного врача". Если у вас есть дети, если у вас есть хронические заболевания, если у вас сейчас ничего не болит, ттт, но возраст не позволяет думать, что так будет всегда. Врача можно искать по разным критериям, обычно у вновь прибывших критерий простой - чтобы врач понимал по-русски.

Болгары и иностранцы, которые платят осигуровки (страховые взносы) в НЗОК, официально прикреплены к своему личному врачу, мы, не имея ЕГН (местный ИНН), просто посещаем доктора платно.

Найти доктора, познакомиться, пройти осмотр, завести "карточку" (особенно на детей) - просто блокнот или тетрадку, так как на прикрепленных вся информация об осмотре и пр. идет прямо в систему, а на нас иначе останется в воздухе. Доктор даст вам свой телефон для вопросов, объяснит, куда и в каком порядке обращаться в нерабочее время.

Вы ничего не должны этому врачу, так как оплачиваете визиты. Если вы найдете другого врача, освоившись в болгарском языке, или просто переехав, ничего специально делать не нужно, просто с той же тетрадкой пойдете к другому доктору.

Те, кто прикреплен официально, могут менять врача только в определенное время, так что лучше ко времени получения ПМЖ уже определиться, к кому вы хотите прикрепиться.

Как вызвать Скорую помощь?

Общегосударственный бесплатный телефон вызова Скорой и других экстренных служб - 112.

Напомню, что Скорая помощь бесплатна, вызывается для оказания экстренной помощи в острых состояниях.

Повод  для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме:
а) нарушения сознания, представляющие угрозу жизни;
б) нарушения дыхания, представляющие угрозу жизни;
в) нарушения системы кровообращения, представляющие угрозу жизни;
г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
д) внезапный болевой синдром, представляющий угрозу жизни;
е) внезапные нарушения функции какого-либо органа или системы органов, представляющие угрозу жизни;
ж) травмы любой этиологии, представляющие угрозу жизни;
з) термические и химические ожоги, представляющие угрозу жизни;
и) внезапные кровотечения, представляющие угрозу жизни;
к) роды, угроза прерывания беременности;
л) дежурство при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, оказание скорой медицинской помощи и медицинская эвакуация при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.

Явные признаки угрозы жизни - выраженные проявления заболевания (состояния), которое может привести к смерти пациента.

То есть, обращаю ваше внимание, что на "у моего ребенка температура сорок" скорая может не поехать. Точнее, не обязана ехать. Для таких случаев предусмотрены "неотложные кабинеты", которые работают круглосуточно, их контакт дает личный врач. В неотложный кабинет можно позвонить, проконсультируют по телефону, если возможно, но если нужен осмотр - надо ехать своим транспортом или такси. Отдельных машин "неотложки" тут нет, по домам доктор тоже не ходит, прием на месте.

Если вы не очень растеряны, будет хорошо, если вы обратитесь в свою страховую компанию. Несмотря на то, что экстренная помощь бесплатна, вы не можете предусмотреть, в какой момент помощь для вас становится платной (какое-то обследование, процедура могут не входить в вашу страховку). Поэтому оптимально первый звонок сделать именно в страховую.

Вы должны назвать по телефону номер своего полиса, сотрудник страховой проконсультирует вас по порядку действий. Например, у нас в городе две больницы, принимающие по скорой. У обеих есть договор со страховой, полис которой у меня. Но если бы договор был у одной - то скорой нужно сказать, в которую больницу ехать, это важно.

Как получить стационарную помощь не по скорой?

Нужно заранее знать, где находится Спешно отделение. По аналогии с нашими больницами - Приемное отделение (первые исследования, регистрация пациента, направление в требующееся отделение). У меня был приступ аллергии, поскольку случилось это впервые в жизни, уже от сыпи я была несколько удивлена, но к врачу пойти не могла, была пятница, вечер. На такси приехали с дочкой в спешно, там меня моментально уложили на кушетку и оформили госпитализацию, пока я до отека не дожила.

Страховка у меня была с собой, но ее никто не спросил при госпитализации. На второй день старшая сестра отделения спросила, платно я или у меня есть страховка. Подала документы, их отнесли в администрацию стационара, через пару часов вернули. Оплачивать мне пришлось только "пребывание в больнице", это не входит в мою страховку, стоило 5 лв в сутки. Тут не очень понятный для меня поворот - сказали беречь квитанцию, так как оплачивать нужно только десять суток в году, далее пребывание бесплатно. Детям пребывание бесплатно сразу.

Какие могут быть "подводные камни"?

Если в своем городе я все разведала и знала, то когда дочка поехала в лагерь в Варну, я просто дала ей страховку с собой. Там дочка разболелась, мне пришлось ехать ее забирать, попутно получать какую-то помощь на месте.

Учитывая свой негативный опыт, хотела бы посоветовать перед подобной поездкой в другой регион Болгарии сходить в офис страховой компании у себя в городе и заранее посоветоваться, в какую клинику можно ехать, к какому доктору и пр.

Потому что в экстренном случае мне предложили по телефону два варианта - на такси ехать к врачу, там прием будет по страховке, платить не надо, или вызвать любого врача, взять документы (перечислили, какие), а потом предъявить документы на оплату.

Ехать на такси я забоялась (а зря), а вот с документами на оплату вышло плохо. Поскольку я в тревоге за здоровье ребенка, требовать что-то от врача, который говорит - да-да, все документы на оплату я вам дам, - не могла. Документы, которые мне дали, естественно, оказались не в комплекте, обращаться за компенсацией не с чем, рецепт в аптеку выписан отдельно, никакой связи с документом осмотра нет... Один врач - 100 лв, второй - 120 лв, оба выписали лекарств на 60 лв, и все - не про пневмонию, которая потом была диагностирована у дочки в стационаре.

В общем, при наличии выбора всегда выбирайте обращение БЕЗ оплаты, так как все эти осмотры случайными и ни за что не отвечающими врачами на побережье порой совершенно бессмысленны, а оплатить это через страховую сложно. Не все мы можем оставаться хладнокровными и спокойными, когда у ребенка температура 40, слабость, рвота даже от воды, кашель дикий...

Примерно так

Кратко все болгарские новости пишу на канале в Телеграм, приглашаю подписаться - "Болгария: новости, границы и соседи"

Свои вопросы вы можете задать мне в комментариях или по почте - olga.bg.stories@yandex.ru

Если вам интересно общаться со мной - приглашаю подписаться на мой канал , поделиться статьей со знакомыми и друзьями в соцсетях. Можно даже поставить лайк - он же палец вверх.