Русь - в первую очередь православная - всегда отличалась крепостью браков. Не все они, скажу прямо, заключались по любви. Но расходиться и гулять людям нельзя было. Церковь строго следила за тем, чтобы семьи создавались правильные и крепкие.
У крестьян было заведено так, что невесту искали в соседнем селе. На своих старались не смотреть, потому что обычно это были всё родственники. А церковь не разрешала вступать в брак даже двоюродным и троюродным.
Выбирали женихи и невесты себе пару, ориентируясь на семью. Скорее всего, были случаи, когда девушка сбегала с парнем. Но это сейчас просто: снял квартиру, нашел работу – живите и радуйтесь, не общайтесь с родственниками.
А раньше было так, что семья – это всё. Если человек откололся от семьи, то ему выжить очень сложно. Можно уйти из общины. Но что это будет за жизнь?
Раньше – да, было именно так, что человек был существом не просто социальным, а архисоциальным. Сначала община, затем – род, потом – семья, а там уж и индивидуальность, которую не разглядишь за всем перечисленным.
Бобыль – не от мира сего
Жениться нужно было обязательно всем. Человек мог быть неженатым, в двух случаях:
· если он еще молод;
· если он потерял супругу или супруга.
И то во втором случае уже на жителя села, деревни смотрели немного странно.
Если кто-то жил бобылем, то его считали каким-то не таким. Не нашел жену? А что не так? А в чем причина? Либо есть проблемы со здоровьем, либо же с умом что-то не то.
Понятно, когда запорожские казаки не искали себе жен. У них своя жизнь была. Сегодня есть «Мыкола», а завтра его нет – турки порубали. Сегодня здесь, а завтра там. Веселая и опасная жизнь, где нет места браку. Хотя и казаки тоже женились – те, которые свой дом имели, а повоевать уходили на досуге. Вон у Тараса Бульбы целых двое сыновей было.
Крестьянам следовало заводить детей побольше. Потому что дети – это будущее, это рабочие руки. И рты тоже, но в первую очередь руки.
Это просто нужно понять:
человек без семьи – никто. Не было места индивидуальности на Руси. Все друг за друга держались.
Потому бобылей не допускали до собраний, они не имели права голоса. Голосует кто? Община. А бобыль – это кто? Никто.
Я это рассказываю, чтобы было понятнее, кому на Руси разрешалось жениться повторно.
И кому же?
Если говорить широко, то тем, кто не был виновен в разводе со своим спутником.
Например, муж ушел из семьи и куда-то запропастился. То ли погиб, то ли наше другую. Женщина осталась одна. С детьми на руках. Сложно одной. Поэтому она имела право повторно выйти замуж, если кавалер находился.
Здесь дело даже не в любви, не в чём-то там высоком. Стоял вопрос выживания. С мужчиной в семье всегда проще.
Недавно общалась с одной бабушкой. Она переехала к нам вместе с мужем. Супруг умер, а бабушка не знает, что ей делать. Говорит, что муж всё хозяйство вёл, а она ни в чем не разбирается.
Немного не тот пример. Русские женщины – они на многое способны. Но с мужчиной все же проще. Да и мужчине с женщиной. Поэтому и вдовцам разрешалось вступать в брак повторно.
Государство было заинтересовано в увеличении численности населения. А дети рождаются в семьях. Поэтому, если вдовец намечал себе на роль жены какую-то женщину, то никто этого не осуждал.
Важно было только одно правило.
6 недель
Столько должен был длиться траур. 6*7=42. То есть, мужчина, проводив в последний путь свою супругу, должен был 40 дней держать траур. Только после этого можно было искать новую жену, думать о свадьбе.
Тех, кто нарушал это правило, порицали в народе. Во-первых, потому что есть правила. А они были придуманы не для того, чтобы их нарушать.
Во-вторых, если мужчина быстро женился, женщина скоро выходила замуж, то это было подозрительно. Значит, что-то в предыдущем браке было не так.