Найти тему

Воздушные авианосцы звено СПБ против Пе-2.

В тридцатые годы на вооружение ВВС РККА поступил образец вооружения, обладающий огромным потенциалом - воздушные авианосцы. Этот потенциал был слабо оценён и современниками и последующими исследователями, несмотря на сверхуспешный опыт боевого применения.

 Звено СПБ в бою.
Звено СПБ в бою.

Замечу, в отличии от безоткатных пушек Курчевского или автоматического гранатомёта Таубина речь не идет о ситуации, когда мысль автора опередила уровень технического развития страны. Воздушные авианосцы появились когда надо - когда удары с пикирования были сверхактуальны, а управляемое оружие еще не появилось.

Основной проблемой бомбардировок с пикирования было трудноразрешимое противоречие. Для точности удара требовалось, чтобы ударный самолет обладал малыми размерами/весом, был манёвренным, пикировал на цель с минимальной просадкой, являясь при этом трудной мишенью для ПВО противника. Ну и суровые законы сопромата говорили о том, что чем меньше габариты самолета, тем легче обеспечить требуемую прочность, которая для пикирующего бомбардировщика берется практически с таким же запасом, как и для истребителя.

 Пикирующие бомбардировщики имели достаточно небольшой вес. Герой Мидуэя Дуглас SBD. Масса пустого 3 тонны, бомбовая нагрузка 453кг, в перегруз до 1 тонны. Примерно аналогичные характеристики были у Ю-87.
Пикирующие бомбардировщики имели достаточно небольшой вес. Герой Мидуэя Дуглас SBD. Масса пустого 3 тонны, бомбовая нагрузка 453кг, в перегруз до 1 тонны. Примерно аналогичные характеристики были у Ю-87.

Но малые размеры не позволяли брать достаточную бомбовую нагрузку. Рост же габаритов пикирующего бомбардировщика существенно прибавить бомбовую нагрузку не позволял из за трудностей создания прочного планера в больших габаритах. В итоге тот же Пе-2 при весе пустого в почти 6 тонн брал всего лишь 600 кг бомб и даже с такой нагрузкой отличался ужасными взлётными характеристиками.

Пе-2.  600кг бомб стандартной нагрузки при весе пустого 6 тонн.
Пе-2. 600кг бомб стандартной нагрузки при весе пустого 6 тонн.

Неразрешимая, казалось бы, проблема была изящно преодолена авиаконструктором Вахмистровым в его летающем авианосце Звено СПБ. Истребитель И-16 весивший пустой 1,5 тонны мог поднимать 500 кг бомбовой нагрузки вместо стандартных 100 кг. И сбрасывать их с невероятной точностью. На испытаниях 90% бомб ложились в цель типа эсминец. Результат, недостижимый для Пе-2 до конца войны. В боевых условиях самолеты звена положили 3 250кг бомбы из 6 в Черновадский мост в Румынии, при том, что Пе-2, СБ и ДБ-3 в многочисленных атаках смогли добиться лишь одного попадания аналогичного калибра в многочисленных атаках.

 И-16 в составе летающего авианосца Звено СПБ. 500 кг бомбовой нагрузки при весе пустого 1,5 тонн. Дозаправка в воздухе в технологиях тридцатых.
И-16 в составе летающего авианосца Звено СПБ. 500 кг бомбовой нагрузки при весе пустого 1,5 тонн. Дозаправка в воздухе в технологиях тридцатых.

А теперь цифры.

1. Время появления.

Звено СПБ. Первый полет в варианте ТБ-3 плюс И-16 1935 год.

ТБ-3 плюс И-16 в варианте Звено СПБ 1937 год.

ТБ-3 в производстве с 1932

И-16 в производстве с 1934

Пе-2. Первый полет 22 декабря 1939.

2. Бомбовая нагрузка 600кг у Пе-2 против 500 кг у И-16 при намного лучшей точности последнего.

3. Грубая экономика. Вес пустого ТБ-3 11 тонн, И-16 1,5 тонн, Пе-2 6 тонн.

При работе по дальним целям 14 тонн металла и 6 устаревших двигателей на 1 тонну бомбовой нагрузки.

При работе по ближним целям: 1 ТБ-3 последовательно поднимает в воздух 3-4 пары И-16. 17 тонн металла и 10 двигателей на 4 тонны бомбовой нагрузки в случае 4 пар И-16. 4,25 тонны металла и 2,5 двигателя на 1 тонну бомб.

Пе-2 6 тонн металла и 2 двигателя на 0,6 тонны бомб. 10 тонн металла и 3,3 двигателя на тонну.

Из очевидных преимуществ звена.

1. Наличие массы обученных экипажей как носителей, так и носимых самолетов.

2. Возможность эксплуатации как в звене, так и по отдельности.

3. Самолет-носитель вполне можно использовать в народном хозяйстве нарабатывая пилотам огромный опыт с пользой для экономики.

4. Тяжёлые транспортные самолеты экономически намного эффективнее. Вспомним, что у немцев Гигант тратил почти вдвое меньше на тонно-километр, чем стандартный Ю-52.

5. В зону активного ПВО входит только легкий носимый самолет, дешевый и малоуязвимый.

6. Большой потенциал дальнейшего развития. Проектировались варианты звена с бомбовой нагрузкой до тонны и различными вариантами носимых самолетов и носителей.

Более 10 тыс Пе-2 произведенных в ходе ВОВ были основными потребителями алюминия в ходе ВОВ при весьма сомнительной боевой эффективности. Альтернативы открывающиеся при отказе от их производства тут.

Подписывайтесь на канал, оставляйте лайки и комментарии.