В тридцатые годы на вооружение ВВС РККА поступил образец вооружения, обладающий огромным потенциалом - воздушные авианосцы. Этот потенциал был слабо оценён и современниками и последующими исследователями, несмотря на сверхуспешный опыт боевого применения.
Замечу, в отличии от безоткатных пушек Курчевского или автоматического гранатомёта Таубина речь не идет о ситуации, когда мысль автора опередила уровень технического развития страны. Воздушные авианосцы появились когда надо - когда удары с пикирования были сверхактуальны, а управляемое оружие еще не появилось.
Основной проблемой бомбардировок с пикирования было трудноразрешимое противоречие. Для точности удара требовалось, чтобы ударный самолет обладал малыми размерами/весом, был манёвренным, пикировал на цель с минимальной просадкой, являясь при этом трудной мишенью для ПВО противника. Ну и суровые законы сопромата говорили о том, что чем меньше габариты самолета, тем легче обеспечить требуемую прочность, которая для пикирующего бомбардировщика берется практически с таким же запасом, как и для истребителя.
Но малые размеры не позволяли брать достаточную бомбовую нагрузку. Рост же габаритов пикирующего бомбардировщика существенно прибавить бомбовую нагрузку не позволял из за трудностей создания прочного планера в больших габаритах. В итоге тот же Пе-2 при весе пустого в почти 6 тонн брал всего лишь 600 кг бомб и даже с такой нагрузкой отличался ужасными взлётными характеристиками.
Неразрешимая, казалось бы, проблема была изящно преодолена авиаконструктором Вахмистровым в его летающем авианосце Звено СПБ. Истребитель И-16 весивший пустой 1,5 тонны мог поднимать 500 кг бомбовой нагрузки вместо стандартных 100 кг. И сбрасывать их с невероятной точностью. На испытаниях 90% бомб ложились в цель типа эсминец. Результат, недостижимый для Пе-2 до конца войны. В боевых условиях самолеты звена положили 3 250кг бомбы из 6 в Черновадский мост в Румынии, при том, что Пе-2, СБ и ДБ-3 в многочисленных атаках смогли добиться лишь одного попадания аналогичного калибра в многочисленных атаках.
А теперь цифры.
1. Время появления.
Звено СПБ. Первый полет в варианте ТБ-3 плюс И-16 1935 год.
ТБ-3 плюс И-16 в варианте Звено СПБ 1937 год.
ТБ-3 в производстве с 1932
И-16 в производстве с 1934
Пе-2. Первый полет 22 декабря 1939.
2. Бомбовая нагрузка 600кг у Пе-2 против 500 кг у И-16 при намного лучшей точности последнего.
3. Грубая экономика. Вес пустого ТБ-3 11 тонн, И-16 1,5 тонн, Пе-2 6 тонн.
При работе по дальним целям 14 тонн металла и 6 устаревших двигателей на 1 тонну бомбовой нагрузки.
При работе по ближним целям: 1 ТБ-3 последовательно поднимает в воздух 3-4 пары И-16. 17 тонн металла и 10 двигателей на 4 тонны бомбовой нагрузки в случае 4 пар И-16. 4,25 тонны металла и 2,5 двигателя на 1 тонну бомб.
Пе-2 6 тонн металла и 2 двигателя на 0,6 тонны бомб. 10 тонн металла и 3,3 двигателя на тонну.
Из очевидных преимуществ звена.
1. Наличие массы обученных экипажей как носителей, так и носимых самолетов.
2. Возможность эксплуатации как в звене, так и по отдельности.
3. Самолет-носитель вполне можно использовать в народном хозяйстве нарабатывая пилотам огромный опыт с пользой для экономики.
4. Тяжёлые транспортные самолеты экономически намного эффективнее. Вспомним, что у немцев Гигант тратил почти вдвое меньше на тонно-километр, чем стандартный Ю-52.
5. В зону активного ПВО входит только легкий носимый самолет, дешевый и малоуязвимый.
6. Большой потенциал дальнейшего развития. Проектировались варианты звена с бомбовой нагрузкой до тонны и различными вариантами носимых самолетов и носителей.
Более 10 тыс Пе-2 произведенных в ходе ВОВ были основными потребителями алюминия в ходе ВОВ при весьма сомнительной боевой эффективности. Альтернативы открывающиеся при отказе от их производства тут.
Подписывайтесь на канал, оставляйте лайки и комментарии.