Привет, читатель!
Немного о себе.
Я здесь впервые, еще не сильно освоился, но надеюсь порадовать тебя интересными статьями, поделиться размышлениями.
Про себя много говорить не буду. Для этого есть другие информационные ресурсы, где можно познакомиться со мной. Все ссылки тут, в профиле. Ключевое желание: посвятить часть своего времени беллетристическому формату - рассказать о своем опыте, как профессиональном, так и личном.
Катализатором создания этого профиля стал опыт написания аналитической статьи для внутреннего профессионального издания. Опыт показался мне интересным, и несмотря на то, что редактура безжалостно режет некоторые полезные, на мой взгляд, исследования и материалы, я с удовольствием поделюсь этим материалом здесь чуть позже, после публикации материала в основном издании.
Сегодня я бы хотел затронуть тему школы, которая каждый раз отзывается во мне, потому что небезразлично, потому что годы, проведенные в ней, связаны с определенным травматизмом и эмоциями.
Я обязательно посвящу этой теме особый пост, в котором поделюсь мыслями, идеями и решениями. А пока, на злобу дня...
Заранее приношу извинения за излишнюю эмоциональность и иронию. Все, что написано в этой статье, является исключительно личным, субъективным суждением с целью привлечь читателя к проблемам косности традиционализма и истоков определенных проблем.
Не простое 1-е сентября?
Так получилось, что к осени я не испытываю какого-либо пиетета, в отличие от соотечественника-классика. А уж восхищаться этим сезоном в "северной столице" (как вы поняли, живу я в Санкт-Петербурге) нашей родины поистине становится невыносимо. Мне иногда кажется, что даже серый цвет приобретает такой истинно питерский, угрюмый оттенок.
Тем не менее именно сейчас я решил внести некоторые изменения в формат моей жизни, добавить в нее больше творчества, что ли, потому что без этого мне очень тяжело существовать . Именно 1 сентября было выбрано мной в качестве отправной точки для реализации новой концепции меня внутри популярных информационных ресурсов. Классический формат нового года, чтобы образовывать и образовываться, в нашей стране всецело связан с первым днем осени, поэтому, собственно, почему бы и нет?
Но я уже взрослый мальчик (парень, дяденька, как кому угодно), я могу планировать жизнь как хочу, где хочу и с чем хочу. А вот школяр, надевающий непомерных размеров рюкзак, в общем-то такой привелегии лишен.
Про цветочно-рыночные взаимоотношения
Конечно, первоклассник может и не понимать своего внутреннего состояния в первый учебный день. Ему же мама уже рассказала, как там, в стенах этого учреждения хорошо и просторно. И что с новыми людьми он познакомится, и что первую любовь найдет, и что вообще не жизнь у него будет, а сказка. Правда что сказка иногда бывает пера братьев Гримм, мама не уточнила - может забыла свой опыт, а может у нее такого не было. Ну да и ладно.
Меня, признаться, бросает в ужас и холодный пот, когда я вижу этих детей, а иногда и целые семьи, марширующие ровным строем в образовательные учреждения среднего образования на "торжественные линейки". Раньше школьнику вручали бережно срезанные гладиолусы, пионы и другие цветы, которые все лето выращивали старшие родственники, зная цель, не видя препятствий. Сегодня эти же цветы продаются втридорога в любом цветочном магазине. Шутка ли, 7 пионов за 4000 рублей (я честно полистал прейскуранты на разных сайтах). Семьи посостоятельнее, могут позволить себе и букет побольше (и школу получше), у семей поскромнее встречаются и пресловутые букеты, выращенные на дачных участках.
А зачем вообще это? Для этого необходимо обратиться к истории возникновения традиций идентификации 1 сентября как особого праздника. Основоположником проведения повсеместных школьных мероприятий стал Федор Федорович Брюховецкий. Возможно вам ничего это имя не скажет, однако именно он проповедовал идею социального коллективизма, разработанную в качестве педагогической теории А.С. Макаренко. Будучи директором школы, Брюховецкий для объединения учеников единой целью придумывал различные коллективные мероприятия, такие как корчевание земли, рубка леса, разгрузка и погрузка вагонов. Вам покажется это кощунством и издевательством над детьми, но если я скажу, что все это происходило во время Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.) и после нее, некоторые вопросы отпадут самостоятельно.
Тем не менее, не смотря на сложность периода, помимо коллективного труда в концепции Брюховецкого был и коллективный отдых или праздники. Именно его идеи были в 1984 году подкреплены Указом Президиума Верховного Совета СССР № 373-11 «Об объявлении 1 сентября всенародным праздником - Днём знаний».
Но все меняется с течением времени и ценности, актуальные во времена наших родителей, уже не то же самое сегодня. Да и люди уже не те. Давно. И идея подарить букет цветов для учителя уже получает новый смысл.
Не принести на 1 сентября своему учителю или классному руководителю цветы является моветоном. Причем с вероятностью 99.99% вклад в флористическое наполнение жизни учителя никак не повлияет на оценки, успеваемость и отношения педагога к твоему ребенку. На что точно повлияет - на уровень обогащения цветочных магазинов, которые в высокий сезон не побоятся еще и накрутить с десяток процентов к и без того недешевой категории товаров.
А вот попытка саботировать это клубнелуковичное безумие крайне небезопасна. Надо быть готовым, что натренированный за долгие годы взгляд преподавателя обязательно заметит это и непременно зафиксирует у себя в голове. При этом преподавателя, как человека крайне образованного, будет меньше всего волновать, что это не было решением ребенка. Это, наверное, самый главный парадокс - принимать в дар от того, кто на него не заработал. Ну правда, пусть бы уж родители бы и дарили. Тем не менее, большинство преподавателей, которые исповедуют доктрину осыпания себя лепестками роз на 1 сентября, в отсутствии таковых будут негодовать. Вероятнее всего ребенок будет включен в "черный список", а отношение к нему будет из категории: "Сегодня не подарили цветов, а завтра на жалюзи не сдадут?". А главная проблема - при чем тут ребенок?
Все это очень похоже на непобедимую коррупционную проблему. И уже не удивляешься тому, что Генеральной прокуратурой РФ зафиксирован рост коррупционных правонарушений за последние 8 лет.
А вишенкой на этом торте является то, что государство по сути запретило нам одаривать учителей. Эта позиция зафиксирована в статье 575 Гражданского кодекса РФ
1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:
1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;
2) работникам образовательных организаций ... оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций...
Итак, сколько там стоил букет из 7 пионов? Не забыли?
Занавес.
Моя жизнь и жизнь моих родных в этом плане слабо отличается от других учеников. Носили, носим и, к сожалению, носить будем. Тем не менее не могу не поделиться историей, когда все "сошлось" как нельзя кстати.
Как-то в один из Дней знаний родители раскошелились и вместо гвоздик (я пропустил момент, когда их статус поменялся с обычных цветов, на те, что дарят тем, кому это уже не надо) купили 3 алые розы. Я неторопливым шагом направлялся в сторону школы, но тут что-то пошло не так и бутон одной из роз предательски отломился. В общем не гвоздики, а розы, но не три, а две. Мероприятие, конечно, в целом схожее по уровню радости, но купить еще одну розу - денег нет, без цветов прийти нельзя - ситуация патовая.
Я пришел на линейку (о ней дальше). "Букет" был плотно обернут в прозрачную полиэтиленовую плёнку (ну все знают, о чем я). Оторвавшийся бутон я положил сверху, ну как будто все хорошо. Но так или иначе я понимал, что все это ровно до момента, когда все начнут эти букеты дарить. В моей голове уже с диснеевским качеством была отрисована картинка, как бутон предательски падает через пленку, в глазах классного руководителя недоумение, а в моих руках две розы и палка с шипами. В общем решение пришло мне в голову аккурат перед тем, как все ринулись отдавать цветочные дары учителям - я снял упаковку с роз, выкинул некомплектный экземпляр растения и, увидев еще одного одноклассника с букетом алых роз, вместе с ним в общем порыве всучил эти розы, чтобы никто даже не смог понять, кто там и что дарил.
Простейшее средство измерения
Господи, "линейка"... школьная "линейка"!?
Этот архаизм прямо таки клещами въелся в традиционные обычаи школьной жизни. Ну вы, вот вы все, вспомните, что это было? Школьный двор, геометрическая фигура в виде квадрата из детей и их родителей, цветы (куда без них-то), директор или завуч, повествующий что-то детям (на самом деле, родителям), старшеклассник с первоклассницей на плече. В руках у маленькой девочки колокол размером чуть меньше Царь-колокола в Кремле, который она с трудом держит. Этот старшеклассник, небезосновательно переживающий, чтобы ему этим колоколом в неумелых руках ребенка сейчас не прилетело по голове.
Иногда все это сопровождается выступлением самодеятельных коллективов. Тут вообще караул! Мембрану и без того плохо работающей музыкальной техники разрывают биты современных музыкальных произведений и все представление превращается в аудиовизуальную какофонию из гула от людей на улице, тяжелых уху звуков, доносящихся из дешевых колонок, странных танцев, где выступающие смотрят друг на друга в надежде увидеть, куда вообще надо двигаться, и вопросом в глазах: "А как вообще я сюда попал?"
Вспомнили?
Нет, бывает и по-другому, конечно. Как вчера в Хабаровске, например, где учитель, танцы живота, восторженные родители и оскорбленные чиновники. Ну, как так?
Секрет успеха ближе, чем кажется
На самом деле, по моему глубокому субъективному убеждению, эти танцы с бубнами и возложения цветов не нужны по своей сути никому. Они, как я уже говорил, не скажутся на успеваемости, на отношении ребенка к школе и школы к ребенку. Они не несут никакой культурной, образовательной и любой другой социальной функции. Вся эта суматоха, омраченная наступлением холодов и плохой погоды, не создают положительного образа к институту образования.
Можно взглянуть на опыт других стран. В подавляющем большинстве государств начало учебного года - процесс рутинный и незаметный, растворяющийся в течении жизни. Так ведь будет и дальше. Вы будете уходить в отпуск на работе и возвращаться в рабочий процесс без построений, цветов и колоколов. В некоторых странах внимание уделяют первоклашкам - для них это поистине новый этап, но в отличие от нас подарки принято дарить детям, полезные, со смыслом. Или сопроводить это мероприятие символичным ритуалом - запустить бумажные кораблики (такая практика, кстати, есть у студентов СПбГУ), отпустить шарики в небо или что-нибудь еще, полет фантазии.
Вы точно не сможете научить прекрасному людей, чей новый или очередной учебный год начинается с того, что называется линейкой и сопровождает песней "Учат в школе".
Мой простой пример из школьной жизни. Любовь к школе прививает педагог. Мне повезло с учительницей младших классов - Ниной Анатольевной. Прекрасный и искренний человек, умеренно строгий, но максимально открытый к своим ученикам. Отсюда и желание учится, и успеваемость в начальных классах. Дальше было не так. Но это уже материал другой статьи.
Мой опыт был 23 года назад. А сейчас ученик стал более требовательным в рамках образования, определенно нужны иные методы взаимодействия как с ребенком, так и с его родителями.
1 сентября вроде бы и капля в море событий, ожидающих ученика в процессе того, как он будет грызть гранит науки. Но от того, какой тон будет задан началом этого процесса, во многом будет зависеть и его содержание.
Я за то, чтобы учителя, как и любые другие представители узкоспециализированных профессий, получали достойную заработную плату с качественными социальными гарантиями. Ведь в конце концов, как говорилось в одном небезызвестном фильме: "Ошибки учителей не столь заметны, но в конечном счете они обходятся не менее дорого" (чем ошибки врачей или, например, диспетчеров управляющих воздушным движением).
И тут наша ответственность с вами, в том числе. Во-первых, у каждого из нас есть обеспеченные государством права, выраженные законом об образовании. Во-вторых, родитель не должен быть безразличным, особенно когда речь идет о его собственном чаде. Я категорически не согласен с позицией отдельных родителей, которые стараются в ущерб собственным детям не портить отношения с преподавательским составом, не придавать огласке случаи вопиющих нарушений, агрессивного поведения. Никто не вправе проявлять власть и силу, ругать и наказывать вашего ребенка, а уж тем более учитель в школе. Для сравнения: вы работаете на производстве, где необходимо изготовить хрупкие изделия из фарфора. И вот вы вместо того, чтобы своевременно и аккуратно сформировать партию этих изделий, начинаете их разбивать, уничтожать, просто потому что у вас не задался день или вы неуклюжий.
Я прошу прощения за сравнение людей с вазами, но так или иначе ученик - проект учителя, и цель учителя приложить все усилия, чтобы его ученик смог освоиться в этом мире, а педагог мог гордиться плодами своей работы.
Учитель - это призвание. Но поскольку это призвание регламентируется трудовым договором, к призванию добавляются и обязанности, и ответственность. Дети бывают разные: управляемые, плохо управляемые, особенные. А задача учителя заключается в том, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку независимо от его особенностей поведения и развития. Безусловно семья несет ключевую ответственность за своего ребенка, но семья же и платит деньги в виде налогов, в большей степени, в виде дополнительных выплат в отдельных образовательных учреждениях за то, чтобы квалифицированный педагог помог подготовить ученика к взрослой жизни. И речь здесь не только о том, как он будет применять законы математики или физики, а о том, какой уровень социализации, коммуникации и эрудиции он приобретёт в стенах школы.
Именно поэтому я хочу всем пожелать, чтобы на вашем пути попадались только настоящие, квалифицированные специалисты и честные люди. А всем учащимся качественных знаний и хороших педагогов.
Всем peace ✌️