Скетчбук Leuchtturm1917 я когда-то страстно мечтала получить и попробовать в нём себя. С подачи моей хорошей подруги несколько лет назад он появился у меня дома.
Я, как обыкновенно водится за вещами особой значимости и ценности, держала его в плену упаковочной плёнки достаточно долго. Всё боялась к нему подступиться и не знала, как начать в нём рисовать.
А потом со мной случился #оконныймарафон, который организовала «Простая школа» в Инстаграме, и скетчбук как-то сам под руку попался. С этого челленджа начался путь моего освоения нового блокнота и типа бумаги.
Любви с первой страницы у нас не случилось, увы, но благодаря именно этому скетчбуку я смогла открыть для себя массу неизведанных до этого и давно забытых приёмов и техник.
Идея Оконного марафона заключалась в том, чтобы в течение десяти дней рисовать что-то из своего окна на заданную тему. Организатор давал одно слово каждый день, а участники должны были его интерпретировать или найти ему отражение снаружи. К тому же, важным условием челленджа было применение различных техник к каждому из заданий. Также желательно было не повторяться.
Темы были такие (перечислены по порядку): далеко, мягко, движение, соседи, ветер, квадрат, ночь, рифма, живность и небо.
Самым сложным, пожалуй, было не повторяться. У меня получилась преимущественно графичная серия с применением чётких линий и контраста. Но я тем не менее использовала различные сочетания инструментов и старалась соблюдать разнообразие.
Ручки и маркеры справлялись с задачами очень хорошо, кроме них, я также успела в рамках марафона отрисовать изображения акварельными и цветными карандашами, восковыми мелками и акварелью.
Так как я буквально сразу начала рисовать в новом скетчбуке и не успела сделать никаких пробных почеркушек, чтобы выявить, какими свойствами обладает бумага в этом блокноте, одни задания для челленджа у меня получались лучше, другие приводили в уныние. И это было во многом потому, что бумага скетчбука была как будто не совместима с некоторыми из материалов.
Так, например, меня страшно разочаровала работа пером и чернилами Amsterdam от Royal Talens. Тушь ложилась довольно странно и не позволяла мне получить изящную, ровную линию. Рисунок по сырой акварели Paul Rubens карандашом Polychromos от Faber-Castell тоже вышел, мягко говоря, не очень.
А то, что получилось при использовании восковых мелков непосредственно по бумаге, без грунта, буквально разбило мне сердце. Почему-то я решила, что в скетчбуке Leuchtturm1917 достаточно бархатистая бумага для того, чтобы эти мелки дали хотя бы на сколько-нибудь сносный результат. Но я сильно ошиблась.
В одном из своих предыдущих скетчбуков* я использовала смешанную технику с восковыми мелками: когда в качестве подложки или грунта я накладывала слой акрила, а после создавала рисунок мелками поверх. И тогда такой метод отлично работал и позволял мне создавать эффектные натюрморты.
Осознав, что мелки по неподготовленной бумаге работают не самым лучшим образом, дальше я уже использовала их поверх акрилового грунта, как раньше. И это в корне поменяло ситуацию. Взгляните на разворот ниже: разница очевидна. Это всё те же 12 цветов из набора мелков, но насколько интереснее выглядит завтрак по сравнению с вечерним пейзажем. К тому же, золотистая охра помогает "завязать" все оттенки и цветные участки между собой.
Должна признаться, что техника "акриловая тонировка бумаги + карандаши или мелки" стала моей любимой. И я выполнила целую серию работ, которая посвящена завтракам, именно в ней. Все мои карандаши — и Derwent (Inktence, Drawing, Pastel, Coloursoft), и Koh-I-Noor Modeluz, и Faber Castell Polychromos — отлично показывали себя на акриле, хотя и давали мне немного разную текстуру.
Ещё я попробовала на акриловом слое использовать перьевую ручку Lamy в сочетании с акварельными карандашами Koh-I-Noor Mondeluz и фломастерами Centropen и результат тоже был интересным. Характер линии и прокраска объектов из-за текстурированной подложки (я накладывала краску жирно так, чтобы были заметны мазки) выглядят очень живыми и динамичными.
Приём "акриловый слой + какие-то графические материалы поверх" зарекомендовал себя. Он, действительно, везде, на любой бумаге, получается хорошо. Так что в успешности моих работ мало заслуг именно скетчбука Leuchtturm1917 и типа его бумаги.
Безусловно, различная пористость, а также тот аспект, бескислотная ли это бумага, равно как и то, глянцевое у неё покрытие или нет, вносят свои корректировки в конечный результат. Тем не менее, пока что я успела применить свою технику на шершавой, но неплотной бумаге скетчбука Vista-Artista, на гладкой сверхплотной бумаге Palazzo и здесь, в скетчбуке Leuchtturm1917, где бумага была в меру мягкая и гладкая. И ни в одном из случаев я не была разочарована.
Однако если всё же вернуться к скетчбуку Leuchtturm1917, — ведь это обзор на него, — то я должна отметить, что простой графитный карандаш отлично себя зарекомендовал на этой бумаге. Рисовать им было одно удовольствие. К минусам его использования здесь можно отнести только то, что карандаш смазывается, если его не закреплять, но это классическая ситуация в случае с графитными материалами.
На развороте выше отчётливо видно, насколько смазались заштрихованные участки скетчей.
С акварельными и цветными карандашами такой проблемы такой проблемы, разумеется, не возникает и все иллюстрации остаются в своём первозданном виде, несмотря ни на что. Должна сказать, что мне понравилось то, как чувствовали себя мягкие карандаши на бумаге в этом скетчбуке. И я довольна тем, какие у меня получились работы благодаря их успешному взаимодействию.
А вот пастельные карандаши Derwent Pastel мажутся почище графитных и осыпаются к тому же. Но делать быстрые зарисовки ими доставляет много удовольствия, так как они очень податливы и чувствительны к степени нажима и углу накладывания штрихов.
Ручки, будь то гелевые, шариковые или перьевые, чувствуют себя отлично на бумаге Leuchtturm1917 и позволяют добиваться различной штриховки и графических эффектов. Выбирая между тремя видами ручек, я остановилась бы на шариковой, как на максимально эффективном материале для скетчбука Leuchtturm1917.
Подводя итог
Меня не особенно впечатлил "легендарный" скетчбук Leuchtturm1917, хотя мои ожидания от него зашкаливали. Изначально он казался мне аналогом Moleskin Art, — как минимум, по ценовому диапазону, так как оба бренда не из дешёвых, — однако с ним всё оказалось не так просто.
Потребовалось немало времени, прежде чем я к нему приспособилась и приноровилась. Но я чувствовала, что спектр возможностей у блокнота ограничен. К сожалению, скетчбук Leuchtturm1917 не позволяет делать так много экспериментов, как хочется. У его бумаги достаточно ограничений и она подходит в основном для твёрдых материалов типа шариковой ручки, графитных и цветных карандашей.
Скетчбук держит спиртовые маркеры очень хорошо и пропускает их через себя умеренно, поэтому какие-то акценты ими получится делать, а может, даже заливать пятна. Акварель, тушь, акрил и размывки бумага тоже терпит и её при этом почти не ведёт, особенно если контролировать количество воды.
На мой вкус, Leuchtturm1917 — довольно обычный скетчбук, потому его кусачая цена мне непонятна. У бренда большая линейка цветов, однако сейчас это уже не преимущество, когда на рынке масса продукта по умеренной цене, которая не уступает по разнообразию обложек, а иногда и по качеству бумаги. Не вижу смысла переплачивать.
__________________________________________________
*На этот скетчбук я сделаю отдельный обзор.