Коростель

209 прочитали

   Давно, в самом начале моего увлечения фотоохотой, мне довелось прочитать книгу, где был очерк о приманивании птиц с помощью магнитофона.

Давно, в самом начале моего увлечения фотоохотой, мне довелось прочитать книгу, где был очерк о приманивании птиц с помощью магнитофона. Там были описаны несколько примеров вызова самцов разных птиц «на дуэль», а в качестве рекомендации было предложено использовать зеркало, для усиления эффекта «нарушителя территории». Первым среди птиц, активно отвечающим на свой голос был назван коростель. Никто такой съёмкой в России не пробовал заниматься, а в конце очерка было предупреждение, что «ленивым, рассчитывающим на лёгкий успех, браться за это дело не советую…» Эта последняя фраза, наверное, осаживала не одного только меня, не давая надежду на быстрый результат с этим методом съёмок.

   Давно, в самом начале моего увлечения фотоохотой, мне довелось прочитать книгу, где был очерк о приманивании птиц с помощью магнитофона.-2

Всё же спустя много лет мне удалось приладить выносной динамик и микрофон на длинном проводе к специально приобретённому магнитофону и приготовить для такой съёмки средней величины зеркало. Первые опыты фотографирования новым методом поразили меня и заставили повременить со съёмками птиц у гнёзд. С удивлением я заметил, что ради таких фотографий мне не лень даже таскать с собой гораздо больше оборудования, чем раньше. Всё больше птиц удавалось приманить, чтобы сделать качественные портреты. И вот, наконец, дошла очередь до коростеля.

   Давно, в самом начале моего увлечения фотоохотой, мне довелось прочитать книгу, где был очерк о приманивании птиц с помощью магнитофона.-3

Самец коростеля был единоличным хозяином сенокосного луга, засеянного тимофеевкой. Но его гнездовой участок ещё захватывал часть светлой берёзовой рощи, на краю леса и густо заросшие травой берега небольшого, вытекающего из озера открытого ручья. Первые попытки открыто приманить самца коростеля окончились неудачно. Он неизменно подходил к источнику звука, но пугался, увидев человека. Тогда возле ручья были установлены палатка и зеркало, рядом с выносным динамиком. Скажу правду - то представление, что показал коростель перед палаткой мне никогда не забыть. Вначале, заинтересовавшись своей же песней, которая громко доносилась из динамика, он, непрерывно скрипя в ответ, обошёл по кругу палатку. Мне его не было видно из-за травы, но голосом он постоянно выдавал себя. Не увидев соперника, самец всё же был уверен, что тот находится где-то рядом с открытой полянкой, на которой были выставлены зеркало и динамик. Голос из динамика не унимался и отвечал ему с такой убедительностью, что коростель отважился на короткие пробежки рядом с динамиком.

   Давно, в самом начале моего увлечения фотоохотой, мне довелось прочитать книгу, где был очерк о приманивании птиц с помощью магнитофона.-4

Момент, когда он увидел себя в зеркале, изменил его поведение. Он перестал обращать внимание на палатку и объектив фотокамеры, а теперь не сводил взгляда со своего отражения. Но его громкая песня (настоящего коростеля) не утихомиривала «чужака». Тогда хозяин стал издавать негромкие шипящие звуки, означающие, по-видимому, высшую ненависть. Лишь после всех предупреждений он приступил к боевым действиям. Дергач расправил крылья и угрожающе присел, показывая зеркальному сопернику себя во всей красе. Отражение, как все понимают, в точности повторяло его действия. И он бросился на своего двойника с той яростью и решимостью хозяина территории, которого чужак не ожидал. У этого самца здесь уже была «невеста», и под вечер на поляну, где стояли зеркало и динамик, пожаловала его подруга. Она пришла сюда видимо из любопытства, но партнёр не пустил её к зеркалу, а оттеснил грудью обратно в траву. Коростели полигамы, поэтому самец ревниво охраняет свою подругу, при этом привлекая криком других самок к себе на гнездовой участок.

   Давно, в самом начале моего увлечения фотоохотой, мне довелось прочитать книгу, где был очерк о приманивании птиц с помощью магнитофона.-5

Коростели в России не редкость, и зачастую крики самцов можно услышать даже в больших городах, если там есть обширные участки нетронутых трав. Это тем более приятно и удивительно для нас, потому что в Западной Европе, с её интенсивным сельским хозяйством, коростель действительно редок, несмотря на строгую охрану. У нас же, в связи с превращением многих полей в луга, пока они не заросли деревьями, для этого вида сейчас действительно созданы самые благоприятные условия существования.