Найти тему
Сергей Панченко

Новая форма коллективного самосознания. О чём сказал Путин? Михаил Хазин, Александр Казаков

Начинает Михаил Хазин.

Михаи́л Леони́дович Ха́зин — российский общественный деятель, экономист, публицист, блогер, теле- и радиоведущий. Бывший чиновник администрации президента России. Представитель глобальной элиты.
Михаи́л Леони́дович Ха́зин — российский общественный деятель, экономист, публицист, блогер, теле- и радиоведущий. Бывший чиновник администрации президента России. Представитель глобальной элиты.

Сегодняшняя наша дискуссия будет с опосредованным участием Владимира Владимировича Путина, который ввел в официальный дискурс термин «образ будущего». Руководитель государства, крупный политик, если он употребляет какое-то слово, которое раньше не употреблялось, то это означает, что он хочет, чтобы это слово вошло в обиход. Отдельные товарищи, которые недопонимают, сказали что все, Путин закрыл тему. Это смешно, потому что когда политик масштаба Путина что-то говорит, нужно оценивать не только, что он говорит, но и кому говорит, и когда говорит. Путин произнес слова «образ будущего» перед членами «Единой России» в предвыборный период. Мы прекрасно поняли, как Путин на самом деле относится к этим самым кандидатам от партии. Он фактически сказал, что есть важная тема образа будущего, но обсуждать мы ее будем не с этими придурками, а с людьми серьезными. То есть с нами всеми. Нам было сказано, что в достаточно короткий срок нужно сформировать образ будущего, которое приведет к той картине, нарисованной Путиным. Вопрос в том, а что же именно он обозначил?

Это очень важная вещь. Образ большой семьи — это базовый архетипический образ для русского человека. И не только русского, но и славянского, точнее восточно-славянского. Восточные славяне тысячи лет шли на север в логике подсечно-огневого земледелия. Ранней весной, когда еще снег не до конца стаял, но по лесу уже можно ходить, большая семья, причем все ее поколения, приходит в лес на некое новое место. Дальше они рубят лес, строят избы, сжигают пни, ветки и то, что осталось. Почва в лесах кислая, зола щелочная, поэтому если их перемешать, образуется очень хорошая почва, в которой зерно дает высокий урожай 2-3 года, пока зола не вымывается. Дальше они это зерно сажают, собирают, что можно добывают на охоте — мясо и птицу, собирают ягоды и грибы. В октябре выпадает снег, и на полгода никто не может к ним прийти, и они никуда не могут уйти. Это радикально влияет на систему отношений, потому что нельзя устраивать склоки в большой семье. Самого склочного и неуживчивого просто выгонят, и он умрет один в лесу. В одиночку не выживет. И к пришлым чужакам отношение очень настороженное — вдруг этого человека выгнали за то, что он плохой.

Большая семья — очень старый архетип. Это как бы основа, которую закладывает Путин. Она ультраконсервативная. Большая семья должна быть основой общества, в котором хочет жить Путин. И хочет, чтобы мы в нем тоже жили. Подавляющее большинство с ним готово согласиться. Будем считать, что Владимир Владимирович в доступной форме нам дал задание: написать этот самый образ будущего под логику движения к большой семье. Для того чтобы существовала система, в которой могла бы существовать большая семья, необходима экономическая модель, которая такую семью поддерживает. Когда речь идёт о натуральном хозяйстве, все понятно. Но ни одна современная экономическая система для этого не подходит. Существуют формы организации юрлиц, которые предполагают полную ответственность, но члены большой семьи не могут нести полную ответственность. Модель существования большой семьи — это не значит, что нет разделения труда, что нет высоких технологий, всего остального. Но это модель, под которую должна быть экономическая база. Внутри большой семьи должна быть система, при которой должен быть неотчуждаемый бюджет. И каждый человек, который работает, должен, если он не работает внутри семьи, какую-то часть труда вносить.

В большой семье идеология воспитывается автоматически. Государство — это большая семья над большой семьей. Большие семьи образуют государство, которое как бы следующий этаж большой семьи. И все проблемы решаются автоматически. Стратегический сектор — за государством, инновации, малый и средний бизнес. Дальше самый интересный момент. Малый и средний бизнес превращаются в тот, который контролируется государством. Есть потребность и нужно разворачиваться, но у вас денег нет, потому что денег нужно в 1000 раз больше, чем у вас есть. И такой кредит вам никто не даст. А государство профинансирует. Это будет государственное предприятие, в котором, соответственно, вы будете главным инженером, конструктором и т. п. Государство ничего не отберет, оно купит, если ты решишь продать. Эти деньги можно вложить в другой бизнес или купить, к примеру, яхту. Но часть денег ты по договору отдашь в большую семью.

Большая семья, у которой есть не просто своя форма хозяйственной деятельности, которая может избрать — быть как кооператив или как артель, но у которой может быть неотчуждаемая собственность — это принципиально важная вещь. И объем этой неотчуждаемой собственности определяется по количеству членов семьи. При этом она может, например, построить себе новый дом и сказать: вот этот дом теперь давайте мы перепишем в качестве неотчуждаемой собственности нашей семьи. Государство говорит: хорошо, переписывайте. Дальше должна быть процедура перехода, чтобы нельзя было заниматься отмыванием капитала и прочими безобразиями. И при этом должна быть четко поставлена задача. Задача правительства: максимальная поддержка хозяйственного института большой семьи. И вот тогда-то задача, которую нам поставил Владимир Владимирович Путин, будет решена.

Далее продолжит Михаил Казаков.

Александр Казаков. Секретарь Президиума партии Справедливая Россия За Правду.
Александр Казаков. Секретарь Президиума партии Справедливая Россия За Правду.

Мне кажется, что идеология будет вообще не нужна. Запрос на идеологию, который сегодня транслируется вообще повсюду, ложный. Может быть даже это ловушка, поскольку большие интегральные идеологии, каждой из которых в Ленинской библиотеке посвящены несколько шкафов, существуют по сути в трех ипостасях. Все остальное — вариации. Это либерализм, консерватизм и социализм. И все. Эти большие интегральные идеологии нас в 20 веке привели к таким войнам, которых никогда не было в истории. Надеюсь, что и не будет. Они на самом деле поставили на грань уничтожения весь мир. И ностальгия у сегодняшнего поколения по СССР — это ностальгия не по коммунистической идеологии, а по тому понятному образу будущего, который был тогда. И вот эти ностальгические ожидания выливаются в запрос на идеологию. А идеология не объединяет людей. Это доктрина, которую государство берет на вооружение. Это средство управления людьми. На первом этапе идеология разделяет, потому что нет такой идеологии, которой придерживаются все члены общества.

Вместо идеологии нам нужно искать другую форму коллективного самосознания, которая принимается подавляющим большинством людей. И такие формы есть. Выходим на них с понятия «большая семья», потому что большая семья может быть большой только при одном условии: если она базируется на традиционных ценностей. И сегодня в мире идет глобальная война за эти традиционные ценности. Они важны для подавляющего большинства людей, для молчаливого большинства. А агрессивные меньшинства пытаются навязать свои антиценности большинству. Это война. И это то, что мы иногда называем словом идеология. Здесь есть единая система ценностей для нашего народа во всем его многообразии. Для того чтобы найти образ будущего, действительно работающий, надо сначала все искривления в своей истории распрямить. Потому что на кривом фундаменте никакого будущего мы не построим. Без исторической критики не будет никакого нормального будущего.

Мне кажется, что в поисках образа будущего сегодня нас пытаются завести в ловушку, чтобы мы определились с идеологией, написали об этом книжки, потом бы забили себя до смерти в дискуссиях, потому что мы никогда не согласимся в каких-то базовых установках, и нас заведут на ложные цели. Вот поэтому сейчас от идеологии нужно отказаться. Надо строить цивилизацию завтрашнего дня на традиционных ценностях, которые надо собрать, систематизировать и через школу, армию и СМИ начать транслировать собственному народу. Это будет самый мягкий из всех возможных способ воспитания народа — без тюрем, гауптвахт в армии и т.п.

Благодарю за прочтение статьи, надеюсь она была вам интересна и полезна. Прошу вас подписаться, поставить лайк, а также оставить своё мнение в комментариях.

До новых встреч на моём канале!