Найти тему
Икстория

Амет-Хан Султан — татарский лётчик-герой ВОВ

Амет-хан Султан
Амет-хан Султан

Амет-Хан Султан — лётчик-герой Великой Отечественной крымско-татарского происхождения, дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии.

Ранняя жизнь

Родился #Амет-Хан Султан в городе Алупка в 1920 году. Отец Султан, дагестанец, мать Насибе — крымская татарка. Поэтому два народа почитают его национальным героем: дагестанцы и крымские татары. Ещё в детстве Амет-Хан стал мечтать о небе. Его поражало, что самолет может летать выше горных орлов.

Амет-хан окончил крымско-татарскую школу (7 классов), поступил в фабрично-заводское железнодорожную школу в Симферополе. Затем учился в одном из лучших военном лётных училищ #СССР — Качинской школе.

Во время #ВОВ

Воевал с июня 1941 по ноябрь 1942 в составе 4-го истребительного авиаполка Одесского военного округа.

Куда нужда поддержки с воздуха только не заносила Амет-хана: на Южный фронт, под Ярославль, на Брянский фронт, с августа 1942 — Сталинградский.

31 мая 1942 года Амет-Хан Султан открыл счет сбитых самолетов. Израсходовав боевой запас, он отважно протаранил корпус вражеского "Юнкерса-88".

В 1943 становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, где пробудет вплоть до окончания войны.

Лётчики Германии узнавали Амет-Хана "по полёту" и прозвали его "Чёрным дьяволом" (источник).

24 августа 1943 ему присвоено звание Героя Советского Союза с почётным вручением ордена Ленина и "Золотой звезды".

Активный участник Ростовской, Крымской, Кёнигсберской и многих других операций.

Крайний вылет Амет-хан совершил уже над Берлином в апреле 1945.

Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета, провёл 152 воздушных боев, в которых Амет-хан сбил 30 самолётов (источник)

Будучи уже закалённым лётчиком асом, он второй раз получает звание Героя СССР в июле 1945.

После войны

Амет-Хан Султан участвовал в испытаниях самолётов, в точисле связанных с осуществлением космической программы. Новая эпоха авиации начиналась именно с таких полевых работ...

Провёл первую в стране дозаправку в воздухе, испытал новые методы катапультирования. За проделанную работу становится заслуженным лётчиком-испытателем СССР, получает другие награды.

При этом его коснулась депортация татар в период войны: младший в 1956 году вместе с группой бывших партийных и советских работников Крымской АССР Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ. Он повторно обратился к партии в 1965 году (источник):

я <...> обращаюсь к ленинской партии с просьбой:
1. Народ мой унижен, оскорблён тем, что безвинно, без нужды и основания выслан из родного края. Верните его в родной край — Крым.
2. У народа отнято равноправие. Восстановите это равноправие, верните его в монолитную дружественную семью народов СССР как равноправный народ

Нельзя не отметить, что младшего брата лётчика-аса арестовали и обвинили в сотрудничестве с оккупационной полицией нацистов. Вряд ли у НКВД были необходимы доказательства, но в ту пору всё решалось жёстко и однозначно...

1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан трагически погиб во время испытания двигателя на Ту-16ЛЛ.

Память о герое

Памятная доска в аллее героев Ливадийского дворца
Памятная доска в аллее героев Ливадийского дворца

Бюсты Амет-хану установлены во многих городах, связанных с жизнью героя.

После его смерти ему присвоили звание почётного крымчанина, почётного гражданина Алупки. Его имя носят площадь в Симферополе, горный пик в Дагестане, а также многие улицы и проспекты.

Понравилась статья? Подпишитесь на Иксторию история искусства и искусство истории.

Автор статьи Константин Лукашук, студент-переводчик из МГЛУ.

Статья создана при поддежке студенческой организации "Руссое общество МГЛУ".