Амет-Хан Султан — лётчик-герой Великой Отечественной крымско-татарского происхождения, дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии.
Ранняя жизнь
Родился #Амет-Хан Султан в городе Алупка в 1920 году. Отец Султан, дагестанец, мать Насибе — крымская татарка. Поэтому два народа почитают его национальным героем: дагестанцы и крымские татары. Ещё в детстве Амет-Хан стал мечтать о небе. Его поражало, что самолет может летать выше горных орлов.
Амет-хан окончил крымско-татарскую школу (7 классов), поступил в фабрично-заводское железнодорожную школу в Симферополе. Затем учился в одном из лучших военном лётных училищ #СССР — Качинской школе.
Во время #ВОВ
Воевал с июня 1941 по ноябрь 1942 в составе 4-го истребительного авиаполка Одесского военного округа.
Куда нужда поддержки с воздуха только не заносила Амет-хана: на Южный фронт, под Ярославль, на Брянский фронт, с августа 1942 — Сталинградский.
31 мая 1942 года Амет-Хан Султан открыл счет сбитых самолетов. Израсходовав боевой запас, он отважно протаранил корпус вражеского "Юнкерса-88".
В 1943 становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, где пробудет вплоть до окончания войны.
Лётчики Германии узнавали Амет-Хана "по полёту" и прозвали его "Чёрным дьяволом" (источник).
24 августа 1943 ему присвоено звание Героя Советского Союза с почётным вручением ордена Ленина и "Золотой звезды".
Активный участник Ростовской, Крымской, Кёнигсберской и многих других операций.
Крайний вылет Амет-хан совершил уже над Берлином в апреле 1945.
Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета, провёл 152 воздушных боев, в которых Амет-хан сбил 30 самолётов (источник)
Будучи уже закалённым лётчиком асом, он второй раз получает звание Героя СССР в июле 1945.
После войны
Амет-Хан Султан участвовал в испытаниях самолётов, в точисле связанных с осуществлением космической программы. Новая эпоха авиации начиналась именно с таких полевых работ...
Провёл первую в стране дозаправку в воздухе, испытал новые методы катапультирования. За проделанную работу становится заслуженным лётчиком-испытателем СССР, получает другие награды.
При этом его коснулась депортация татар в период войны: младший в 1956 году вместе с группой бывших партийных и советских работников Крымской АССР Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ. Он повторно обратился к партии в 1965 году (источник):
я <...> обращаюсь к ленинской партии с просьбой:
1. Народ мой унижен, оскорблён тем, что безвинно, без нужды и основания выслан из родного края. Верните его в родной край — Крым.
2. У народа отнято равноправие. Восстановите это равноправие, верните его в монолитную дружественную семью народов СССР как равноправный народ
Нельзя не отметить, что младшего брата лётчика-аса арестовали и обвинили в сотрудничестве с оккупационной полицией нацистов. Вряд ли у НКВД были необходимы доказательства, но в ту пору всё решалось жёстко и однозначно...
1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан трагически погиб во время испытания двигателя на Ту-16ЛЛ.
Память о герое
Бюсты Амет-хану установлены во многих городах, связанных с жизнью героя.
После его смерти ему присвоили звание почётного крымчанина, почётного гражданина Алупки. Его имя носят площадь в Симферополе, горный пик в Дагестане, а также многие улицы и проспекты.
Понравилась статья? Подпишитесь на Иксторию история искусства и искусство истории.
Автор статьи Константин Лукашук, студент-переводчик из МГЛУ.
Статья создана при поддежке студенческой организации "Руссое общество МГЛУ".