Фильм, из которого Митта безжалостно вырезал красивую роль Маргариты Тереховой

20K прочитали

Этот фильм придумала японская актриса, а снял советский режиссёр. И как раз сейчас, в преддверии очередного дня рождения столицы, самое время вспоминать красивую и трогательную ленту «Москва, любовь моя» (1974).

Сюжет про японскую балерину, приехавшую в Москву и нашедшую тут любовь, родился у Комаки Курихары, актрисы, уже хорошо известной в Японии.

Советские киноманы тоже знали Комаки, фильмы с её участием шли в СССР. Кстати, отчасти сюжет был биографическим: Курихара в своё время училась в балетной школе у советских педагогов Суламифи Мессерер и Алексея Варламова, работавших в Токио. А когда в Японию в начале шестидесятых приехал на гастроли Большой театр, молодой балерине удалось даже попасть в его кордебалет. Позже Комаки стала актрисой, но о балетном прошлом не забыла и поддерживала себя в форме.

Кадр из фильма «Москва, любовь моя»
Кадр из фильма «Москва, любовь моя»

Сценарий для романтического фильма поручили написать Эдварду Радзинскому, уже именитому драматургу и мастеру мелодрам. А ставить его взялся Александр Митта. Японскую сторону представлял режиссёр Кэндзи Ёсида, который также выполнял роль посредника при взаимодействии советских и японских кинематографистов.

Главную роль, той самой молодой одарённой японской балерины Юрико, которую после удачного выступления на конкурсе пригласили в Большой театр, сыграла, разумеется, Комаки Курихара. Любопытно, что выглядит на экране она юной, хотя в реальности ей было почти 30. Роль возлюбленного Юрико, архитектора Володи, отдали Олегу Видову. Это был удачный ход:

хрупкая азиатка Комаки и Олег Видов с типично славянской внешностью отлично смотрелись на экране, составляя пару одновременно экзотическую и гармоничную.

Олегу не впервой были сниматься в совместных лентах: благодаря внешним данным его часто приглашали в такие проекты.

Фото со съёмок. Олег Видов и Комаки Курихара
Фото со съёмок. Олег Видов и Комаки Курихара

К слову, Олег Видов уже снимался у Александра Митты, хотя об этом почти никто не знает. Но удивляться тут нечему, поскольку сцены с ним режиссёр вырезал. Первое сотрудничество состоялось на съёмках школьной драмы «Друг мой, Колька!» (1961), где дебютант Митта доверил дебютанту Видову небольшую роль юноши на мотоцикле, который едет на свидание с девушкой с пышным букетом. Этот эпизод отсняли, но на монтаже вырезали, так что Олег в эту картину так и не попал. В «Москва, любовь моя»

Олег тоже гонял на мотоцикле и тоже одаривал любимую цветами, но теперь уже никто эти сцены удалить не мог (тут надо заодно отметить, что вопреки популярному мнению актёр мото- и автотрюки исполнил сам, не прибегая к помощи каскадёров, и даже в сцене, когда ему пришлось спасать Юрико из морской бури, тоже снимался без дублёра).

Зато Александр Митта вынужден был выбросить все сцены с Маргаритой Тереховой, роль которой поначалу была весьма объёмной, но в итоге о ней даже нет упоминания.

В первоначальном варианте у Володи была любимая девушка, тоже архитектор, и у них были очень тёплые и близкие отношения. Эту девушку и сыграла Маргарита Терехова. Сюжет предполагал, что нежная японская балерина волей-неволей вклинивается в эту связь и разрушает её. Но такой поворот решительно не понравился японским продюсерам, и как раз в этот момент понадобилось посредничество Кэндзи Ёсиды.

Он уговорил Александра Митту отказаться от этой линии, чтобы не бросать тень на героиню-японку.

По этой причине Митта и вырезал все сцены с Маргаритой Тереховой, из-за чего та всерьёз на него обиделась.

Зато Комаки Курихара от съёмок в СССР была в восторге, и потом ещё не раз снималась у отечественных режиссёр, в том числе у Александра Митты в знаменитом «Экипаже» (1979).

Актриса проявила поистине самурайское трудолюбие, в короткие сроки выучив роль на русском языке.

Она ежедневно занималась с филологом, оттачивала произношение и добилась своего. Комаки очень хотела озвучить себя сама, в том числе и на русском, потому что была уверена, что японские зрители негативно отнесутся к тому, что её героиня говорит чужим голосом.

Фото со съёмок. Комаки Курихара и Александр Митта
Фото со съёмок. Комаки Курихара и Александр Митта

Снимали ленту в основном в СССР. В Токио отсняли лишь начальные кадры, а потом группа работала в Москве. Часть эпизодов, где Володя работает на юге, создавали в Сочи. По сценарию предполагалось, что в какой-то момент разразится буря, которая смоет студию архитектора и в которой едва не погибнет балерина. Но как назло погода на черноморском побережье стояла отменная. В конце концов

приняли решение сделать бурю искусственно: пригласили на площадку старый самолёт, который пропеллером волновал море, и пожарные машины, чьи насосы имитировали ливень.

А оператор Владимир Нахабцев придумал некоторые кадры снимать лежа на земле для большей драматичности.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Премьера фильма «Москва, любовь моя» была назначена на 1974 год. В июне картину выпустили в Японии, и в кинотеатры выстраивались огромные очереди: японцы страстно хотели видеть свою любимицу в новой истории на фоне необычных русских пейзажей. В Страну восходящего солнца отправилась и делегация кинематографистов, создававших фильм, и их там встретили очень душевно. В октябре лента вышла в СССР, и здесь её тоже ждал успех. Имя Комаки курихары звучало повсюду, а

«Москва, любовь моя» заняла 12 место в списке лидеров кинопроката года.

Для тех, кто фильм не смотрел, не буду раскрывать финал. Хотя не могу не отметить, что именно после этого фильма я узнала о лейкемии и связи этой болезни с атомной бомбардировкой Японии в 1945 году. И ещё я увидела невероятно красивую советскую Москву (тогда я ещё в Москве не жила), пусть чуть сказочную, приукрашенную и, наверное, даже залакированную, но всё равно жизнерадостную, гордую и вдохновляющую.

А вас тронула трагическая интернациональная любовь, случившаяся в Москве?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Этот фильм придумала японская актриса, а снял советский режиссёр.-5

В новых выпусках:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:

«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: