Найти тему
Закрытая книга

Почему нам нужна цензура?

Оглавление
«Вы это так говорите, как будто это что-то плохое»

— Именно с этих слов я и хочу начать высказывание своей позиции.
С аргументами, историей и жалобами на нынешние реалии, но...
Не всё сразу.

Сначала стоит разобраться с терминами, показать, как работала цензура тогда, когда она ещё работала, а уже после этого — объяснить вам, почему я хочу вернуться в эти благословенные (без шуток) времена.

Для начала — что такое цензура вообще?

Цензу́ра (лат. censura) — контроль власти за содержанием и распространением информации ... с целью ограничения либо недопущения распространения материалов, признаваемых этой властью вредными, некачественными или нежелательными

Но определение нам говорит мало что. Важно понимать, цензура — понятие обширное. Государство может как фильтровать нежелательные идеи, так и просто ограждать своих граждан от, пардон, низкокачественного merde — нечитабельных книг, комедий без шуток, кино «о войне» с любовью и героическими эсэсовцами...
Или комбинировать и тот, и другой пункт в разных пропорциях.

Автор: Василий Голубев. Изображение используется в иллюстративных целях.
Автор: Василий Голубев. Изображение используется в иллюстративных целях.

Поэтому — я предлагаю разобрать, как осуществлялась цензура...
Ну, например, в СССР периода «хрущёвской оттепели» (каковой я считаю за эталон «хорошей» цензуры, когда палка не перегибалась ни в сторону «вседозволенности», как это было при Ленине и после Горбачёва, ни в сторону «перекручивания гаек», как при Сталине и Брежневе).

Что вообще попадало «под фильтр»?
Чем это грозило авторам?
Хорошо ли это было для потребителя?

Цензура «среднесоветского образца» и с чем её едят

Бесспорно, СССР — государство было, прямо скажем, политизированное. В этом нет ничего плохого (хорошего, правда, тоже — я хоть и за советскую модель, но также и за полный плюрализм мнений «в рамках адекватного»), но это означает, что «политическую» цензуру и «контентную» нужно рассмотреть раздельно, хоть ими и занимался один и тот же орган.

Цензура «политическая»

Для вас, наверное, будет шоком, но за «белые» идеи, высказанные в прозе никого, за редчайшими исключениями в лице совершенно отличившихся личностей не репрессировали.
В кино — могли привлечь за растрату народных средств (опять же, особо отличившихся) и положить фильм «на полку», но, что важно, на этом всё.

Даже «отличившегося» прямыми контактами с ЦРУ Пастернака кrовавый режим пятидесятых не стал не то что репрессировать... Его даже не выслали из страны, ограничившись лишь исключением из Союза Писателей.
И это, на мой взгляд, правильно.
Не стоит именно репрессировать «за идею», хотя и допускать плохую идею к продаже за деньги я тоже не вижу вместным.

Но сама политцензура, стоит отметить, несмотря на всю мягкость последствий работала «на ура», причём крайне избирательно.
Если произведение не было «неисправимо» пропитанным идеями, несовместимыми с советским образом жизни — редактор его, собственно, редактировал, либо высылал желаемые правки писателю, если то касалось сюжета.

Чаще всего правки и «постановки на полку» были связаны с изображением церкви в «идейно неверном ключе» или приукрашивании западной жизни. Если второе мне непонятно, то с первым — согласен «на все двести».
Чаще всего правки и «постановки на полку» были связаны с изображением церкви в «идейно неверном ключе» или приукрашивании западной жизни. Если второе мне непонятно, то с первым — согласен «на все двести».

И даже если произведение было именно таким — оно, опять же, просто оставалось «на полке» для грядущих поколений.

Попрошу заметить, официальной позицией было то, что когда СССР «выкует человека высокой морали» — всё это можно будет публиковать ради художественной ценности, экземпляры ответственно хранились в архиве, а не уничтожались.

Никаких санкций, как правило, не следовало, кроме разгрома писателя/режиссёра/сценариста/художника внутри своего творческого союза.

Цензура контентная

Про неё я уже рассказывал в отдельной статье — советую, кстати, к прочтению. Но, если кратко — при СССР что цензоры, что редакторы (зачастую это были одни и те же люди) крайне строго следили за тем, чтобы фильмы были смотрибельны, а книги — читабельны.

Любое кино проходило т.н. «художественную экспертизу», любая книга — обязательные проверки на стилистику, отсутствие логических дыр и выверенность сюжета.

Плохих авторов цензура вообще не допускала «до станка», отказывая в членстве в творческом союзе.

Любая книга и любой фильм должны были пройти предварительную редактуру (сегодня называется «вычиткой»), госцензуру (она же основная редактура сегодня) и ещё раз редактуру уже самим автором, причём порой две последние стадии повторялись не по разу.

Качество — вот первая цель! Пусть долго, пусть ближе к печати автор ругается на чём свет стоит, но книга в свет выходит «идеальной». И фильм тоже.
Качество — вот первая цель! Пусть долго, пусть ближе к печати автор ругается на чём свет стоит, но книга в свет выходит «идеальной». И фильм тоже.
Были ли в этом процессе ложные срабатывания?

Конечно, были. Но было их мало.

В советской фантастике, например, единственная крупная ошибка цензоров — это отказ в публикации двух завершающих томов книги «Я вернусь через тысячу лет» Исая Давыдова (об этой трилогии и её печальной истории у меня тоже есть статья).
Всё, другие прецеденты «ошибочного отклонения» хорошей книги, оказавшиеся ложными в «как бы свободное» постсоветское время
мне неизвестны. Зато известна куча шлака, хлынувшего на прилавки после падения занавеса.

Какие из этого можно сделать выводы?

Таким образом, я прихожу к выводу: цензура — это контроль качества. Государственная цензура — при правильном применении — инструмент, позволяющий при помощи штата госредакторов и приглашённых экспертов защитить нас от не только откровенно вредительских, но и от просто плохих книг и фильмов.

Я не хочу перерывать горы, десятки томов подобного трэшака в поисках «что бы такого почитать завтра, что я ещё не читал вчера?»...
Я не хочу перерывать горы, десятки томов подобного трэшака в поисках «что бы такого почитать завтра, что я ещё не читал вчера?»...

При СССР ты не ставил вопрос «вот я купил книгу, смогу ли я её хотя бы дочитать, или это двенадцать авторских несвязного бреда за 120 рублей?».

Книга могла быть посредственной, но допущенное к продаже на прилавках СССР никогда не было плохим.

Сам факт наличия книги на прилавке означал, что я смогу её дочитать и получить хоть какое-то минимальное удовольствие, а не жжение пониже спины и желание вернуть деньги.

Идя на фильм ты знал, что увидишь фильм, а не натужные шутки «ниже пояса» в комедии (не пропустила бы контентная цензура) или восхваление благородных немцев в кино о войне (а это, как раз, привет цензуре политической — и тому, что происходит с мозгом кино/книгоделов, когда её нет).

Если же вы хотите публиковать нечто своё, суконно-посконное или идейно-неверное, то делайте это бесплатно, я не против! Нет, я серьёзно не против!

Я не хочу смотреть антинародный, бесчеловечный трэш, снятый на мои деньги Фондом Кино...
Я не хочу смотреть антинародный, бесчеловечный трэш, снятый на мои деньги Фондом Кино...

На ютубе там, для киноделов, на «самлибе» для писателей пусть выкладывают безо всякой цензуры. Пусть собирают пожертвования, если это был действительно «сбой цензурной логики» — скорее всего, дааже соберут.

То есть наступление цифровой эпохи нивелирует главный и единственный недостаток цензуры — «ложные срабатывания» на хорошие книги.

Но платный контент должен быть отцензурен государством, отфильтрован экспертами, чтобы я не жалел о каждом втором потраченном рубле.

Таким образом, при цензуре в продаже остаётся только, как минимум, посредственное, но «читабельное» творчество.
А яма самиздата сама исторгнет из себя пропущенные алмазы.

Я своё мнение сказал.

Понравилось и хотите распространить — делаем репост в свои соцсети, в условиях отключения рекомендательной системы ваш рассказ друзьям о моём канале — его единственный шанс продолжить существование.
По комментариям —
читаю всех, большинству — отвечаю.
Если канал вам неравнодушен —
поддержите меня копейкой на книги. Категорически обещаю, что ни на что другое, помимо книг эти деньги не пойдут. Даже 40 рублей — уже треть книги «на обзор».