До в 18 в., эпохи становления антиквы и закрепления за ней статуса основного наборного шрифта, русский алфавит и шрифт развиваются самостоятельно, что придало им ряд особенностей и отличий от латинского письма.
Изначально русский алфавит, как и латинский, происходят от древнегреческого, ставшего фундаментом для обоих систем письменности.
Из двух древнеславянских систем письма — глаголицы и кириллицы, удержалась лишь кириллица. Эта система письма носит имя греческого просветителя Константина (Кирилла), который ввёл этот алфавит в конце 9 века.
Кириллица определила дальнейшую судьбу русского алфавита, именно она является основой для новых шрифтов.
Устав
Устав — шрифт русского раннего средневековья, один из древнейших шрифтов на руси. Уставом написаны самые ранние известные памятники русской письменности. Символы устава писались вручную в спокойном темпе и имели тяжелые, слегка угловатые и широкие формы.
Полустав
Полустав – потомок устава появившийся в 14 веке.
В это время популярность книг начинает расти, что приводит к рождению более простого, экономного и быстрого способа письма. Символы нового шрифта становятся компактнее, менее симметричными и приобретают наклон.
Скоропись
В конце 14-15 вв. развитие письма привело к возникновению скорописи. Скоропись начинают использовать в документах, при переписке, а в дальнейшем и при изготовлении книг.
Характерными чертами скорописи является использование асиметричных символов, наклон штрихов, высокая декорированность символов.
Шрифт Ивана Фёдорова
В середине 16 в. появились первые книги, набранные первым русским типографским шрифтом.
Автором шрифта являлся Иван Фёдоров – первый русский книгопечатник. Шрифт Фёдорова воспроизводил полуустав в печатном формате. В связи со своей архаичностью, в 18 веке данный шрифт потерял популярность.
Гражданский шрифт
Создание нового, гражданского шрифта в 1708 г. явилось одним из важных событий Петровской эпохи. Реформы Петра I способствовали отрыву русской культуры от консервативных традиций и влияния церковников, с целью сближения письменности России с письменностью Западней Европы.
Классицистическая антиква
Постепенно гражданский шрифт совершенствуется типографами Академии наук и Московского университета, что ко второй половине 18 в. всё больше сближает его с классицистической антиковой.
С этого периода русский шрифт развивается в едином русле с латинским и проходит общие стадии развития.
#дизайн #типографика #шрифт #шрифты #история дизайна #дизайн шрифтов #продуктовый дизайн #донецк #москва