Найти тему
Юлия Н. Шувалова

День знаний

На этой фотографии мне неполных 7 лет. 1 сентября 1987 года, я иду в первый класс, стою рядом с девочкой из первого подъезда моего дома. Машу цветами родителям: хоть они разведены, но папа пришел проводить меня в школу и сделать фотографии.

Первый раз в первый класс. Линейка 1 сентября 1987 года
Первый раз в первый класс. Линейка 1 сентября 1987 года

Поскольку я не ходила в детский сад, школа стала моим первым "университетом" человеческих отношений. Синдром отличника часто связывают со стремлением все делать идеально. Я не соглашусь: есть люди - и я в их числе, - кто обожает учиться. Мы отличники не потому, что нами движет стыд и страх быть хуже кого-то, а потому, что нам просто нравится получать знания, мы много сил и времени вкладываем в этот процесс, поэтому для нас "пятерка" - сама собой разумеющаяся награда за труд. Я любила и люблю учиться, и, наверное, как раз поэтому у меня получается учить других.

А вот отношения с одноклассниками складывались, мягко говоря, непросто. Мне повезло: у меня была грозная бабушка, чуткие учителя, да и я, как оказалось, умела за себя постоять, хоть не производила такого впечатления. Когда много лет спустя по Англии и Уэльсу прокатилась волна подростковых самоубийства из-за школьного буллинга, я после четвертой или пятой публикации поймала себя на мысли, что ведь и мои несколько первых школьных лет ничем не отличались от ситуации, в которой оказались несчастные британские подростки. И только мое окружение и мои, как сейчас говорят, "теневые" качества помогли выстоять.

Прошлый год стал испытанием не только для семей, но и самих школьников. Все мои ученики уставали от дистанта и хотели общаться с друзьями. И вот, вспоминая сегодня свои школьные опыты, я снова и снова подтверждаю свое убеждение, из-за которого я долго не начинала преподавать. Преподаватель передает ученику нечто большее, чем сумма знаний. Он передает опыт, личные качества, помогает советом. Учитель не менеджер и не прислуга. Это - лидер, и школа или частный преподаватель могут прекрасно воспитывать выдающихся людей.

Поэтому, когда я слышу жалобы, что школа подавляет инициативу, я вспоминаю свои школьные годы, множество творческих конкурсов и мероприятий, где вполне можно было себя реализовать. Я думаю, что подавляют инициативу сами взрослые, начиная с семьи, а дети переносят это в свою жизнь.

А я по-прежнему с теплом вспоминаю свою школу, где я получила много знаний о жизни и человеческом характере.

Юлия Н. Шувалова, 1 сентября 2021 года

#юлия шувалова_образование #школьное образование