Психология кризисных ситуаций (30)

Индикаторы суицидального риска (окончание).

5. Эмоциональные индикаторы.

  • амбивалентное отношение к жизни и смерти, что проявляется в беседе;
  • переживание горя;
  • депрессивные проявления (безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние).

Вопросы: “Как вы себя чувствуете последнее время?”, “Часто ли вы испытываете отчаяние?”, “Бывает ли так, что жизнь кажется вам бессмысленной?”. Также следует задавать открытые вопросы о том, что человек чувствует, применять технику отражения чувств.

“На Пьера не находили, как прежде, минуты отчаяния, хандры и отвращения к жизни; но та же болезнь, выражавшаяся прежде резкими припадками, была вогнана внутрь и ни на мгновенье не покидала его. «К чему? Зачем? Что́ такое творится на свете?» — спрашивал он себя с недоумением по нескольку раз в день, невольно начиная вдумываться в смысл явлений жизни; но опытом зная, что на вопросы эти не было ответов, он поспешно старался отвернуться от них, брался за книгу, или спешил в клуб, или к Аполлону Николаевичу болтать о городских сплетнях.” (Лев Толстой. Война и мир).

Индикаторы суицидального риска (окончание). 5. Эмоциональные индикаторы. Вопросы: “Как вы себя чувствуете последнее время?”, “Часто ли вы испытываете отчаяние?

В том, что касается исследования степени выраженности риска суицида, полезно обратить внимание на те ресурсы, которые есть у человека. Ресурсы могут существенно помочь и стать опорой в сложной ситуации, в конечном счете удержать от самоубийства.

Подразделяют внешние и внутренние ресурсы.

К внутренним относятся:

  • вообще любые личностные качества, которые помогают пережить тяжелые моменты (например, невысокий уровень тревожности в целом, ровный темперамент, отсутствие выраженной склонности к депрессивным эпизодам, выраженная волевая компонента, стойкость, уверенность, трудолюбие, заботливость по отношению к окружающим);
  • повышенный коммуникативный потенциал;
  • повышенная коммуникативная компетентность;
  • высокий интеллект;
  • богатый социальный опыт, опыт взаимодействия, положительная обратная связь от социума, которая внутренне глубоко принята человеком как своего рода данность (это может выражаться как мысленные установки типа “я нравлюсь людям”, “общение безопасно и приятно” и так далее);
  • позитивный личный опыт решения проблем и выхода из кризисов.

К внешним ресурсам относятся:

  • достаток, обеспеченность;
  • наличие крепких семейных связей, наличие собственной семьи, детей;
  • друзья, приятели, принадлежность к какой-то социальной группе и вовлеченность в общение с приятными и значимыми людьми, поддержка со стороны друзей и знакомых;
  • приверженность религии;
  • возможность обращения за качественной медицинской помощью.

“Он отнес бесчувственную Гайде в ее комнаты и поручил ее заботам служанок. Вернувшись в свой кабинет, дверь которого он на этот раз быстро запер за собой, он снова написал завещание.

Не успел он кончить, как послышался стук кабриолета, въезжающего во двор. Монте-Кристо подошел к окну и увидел Максимилиана и Эмманюеля.

- Отлично, - сказал он, - я кончил как раз вовремя. И он запечатал завещание тремя печатями. Минуту спустя он услышал в гостиной шаги и пошел отпереть дверь.

Вошел Моррель.

Он приехал на двадцать минут раньше назначенного времени.

- Быть может, я приехал немного рано, граф, - сказал он, - но признаюсь вам откровенно, что не мог заснуть ни на минуту, как и мои домашние. Я должен был увидеть вас, вашу спокойную уверенность, чтобы снова стать самим собою.

Монте-Кристо был тронут этой сердечной привязанностью и, вместо того, чтобы протянуть Максимилиану руку, заключил его в свои объятия.

- Моррель, - сказал он ему, - сегодня для меня прекрасный день, потому что я почувствовал, что такой человек, как вы, любит меня.” (Александр Дюма. Граф Монте-Кристо).

Жерар Депардье в роли графа Монте-Кристо, 2002.
Жерар Депардье в роли графа Монте-Кристо, 2002.