Как правило, три раза в год (в начале учебного года, начале января и в конце учебного года) нам показывают место нашей школы в различных рейтингах. У нас в целом всё не плохо, золотая середина. По некоторым показателям даже в топ-500 по стране входим (входили по крайней мере). Тычут носом периодически: вот по таким-то показателям мы уступаем, надо бы получше стараться!
Ух... выдохнули и дальше работаем, как и прежде.
Много обсуждений вызвали ШНОРы и ШВОРы – школы с низкими и высокими результатами соответственно. К нам несколько ШНОРов подкинула администрация: дескать учите, передавайте опыт. Такие простые.
Низкие результаты школ (по разным показателям) могут быть связаны совершенно с разными причинами. Наблюдая за всем этим пришёл к нескольким выводам.
1. Каждый класс, каждая параллель отличаются. Год на год не приходится. Нынче выпуск был хороший, хорошо сдали ЕГЭ, поступили в хорошие вузы. В следующем может быть по-другому. Школа – это не завод, здесь невозможно делать продукцию одинакового качества. Сколько бы ни сравнивали школу с конвейером, всё равно это очень сильно притянуто за уши.
2. Количество показателей для оценивания школ учитывают всё, кроме самих школ. В нашем городе 37 школ. Располагаются они в разных частях города и контингент учащихся везде разный. Материальное положение самих школ тоже отличается. Возможности обучения зависят и от этого тоже.
3. Что уж говорить про сельские школы. Значительная часть деревень вымирает. Сам в деревне родился, есть с чем сравнивать. Постепенно (не везде конечно) там умирает и образование. И никто туда особо не едет даже по программе «Земский учитель» за миллион рублей. Просто нет перспектив. Ни для личной жизни, ни для профессионального роста.
4. На примере нашего города знаю, как может пострадать школа от собственной (школьной) администрации, когда случайный человек занимает кресло директора. Учителя бегут, потому что порядки наводятся такие, что работать невозможно. Качество образования падает: добро пожаловать в ШНОРы. Понимаю, что это – скорее исключение из правил, но тоже случается.
5. Поддержку получают (гранты) только школы с высокими рейтингами. Остальным помощи не дают, говорят только, что работать надо лучше. А есть для этого условия, никого наверху не волнует. Получается, что "хорошеньким" помогаем, а остальные пусть гниют?
Вообще порой кажется странной попытка министерства и надзорных органов тыкать носом, вместо того, чтобы разобраться и помочь. Говорят о том, что надо развивать образование, а развивают только систему оценивания образования. А вам так не кажется?
PS: скоро выйдет статья по тестированию PISA и месту России в нём. По сравнение с тем, как всё происходит там – это ещё цветочки.