Для меня этот вопрос стал актуальным, когда впервые услышала
Когда я впервые услышала такую жалобу от знакомых, то не могла сказать ничего лучше абстрактного совета установить контакт и доверительные отношения. Больше помочь ничем я им не могла.
При очном образовании, например, потеря доверия приводит к снижению общения. Стоит ли удивляться тому, что дети замыкаются и перестают рассказывать о чём-либо родителям, если всё общение с ними состоит из манипулирования, шантажа и постоянной игры на чувствах?
На семейном обучении это огромная проблема в учёбе. Между родителем и ребёнком словно пропасть непонимания. Тогда и приходят первые сомнения, что семейное образование нам не подходит.
Вот 7 пунктов токсичных родителей. Возможно, увидев их у себя, вы сможете их исправить и наладить контакт и живое общение со своим чадом. Тогда и учёба пойдёт намного легче.
1. Постоянная критика
Она не обязательно носит жёсткий характер. Может вообще принимать вид шутки, когда, например, «любя» подшучиваем над внешностью, мечтами и страхами ребёнка. Это не менее болезненно воспринимается.
Даже похвала может быть похожей на критику:
— Научился сам завязывать шнурки? Ну конечно, для этого же институт закончить надо было! Не прошло и года, научился он!
Контролируйте свой сарказм в отношении ребёнка. Своих детей я учу: «Если не можешь сказать ничего хорошего, лучше промолчи». Похвала должна быть искренней, критика конструктивной и с намерением помочь, предложить варианты решения. Без оскорблений и перехода на личности.
2. Чувство вины
— Ты так долго собирался, что мы из-за тебя опоздали!
Деструктивное чувство, на нём легко сыграть и заставить делать то, что хочешь.
Например, мне 30 лет, и мои родители по-прежнему пользуются этой скрытой манипуляцией:
— Нужно было давно решить этот вопрос с ремонтом машины! Видимо, так самим и придётся ехать к вам, чтоб увидеть внуков, нам, старым и больным...
Тут поможет только самоконтроль.
3. Наказание молчанием или игнорированием
После конфликта оставляем ребёнка наедине со своими переживаниями и эмоциями, неизвестно какие фантазии за это время придут в его голову, пока мама молчанием показывает своё недовольство и ждёт, что ребёнок сам поймёт, что не так.
Как надо. В первую очередь сказать, как вы любите своего ребёнка, потом объяснить, какой именно поступок вас расстроил. Проговорить эмоции, прожить их и выйти из негативных переживаний. От молчания суть проступка не станет более понятной, а ребёнок не научится выражать правильно эмоции и анализировать ситуации.
4. Запрет на негативные эмоции, а иногда и позитивные
Например, выражения
- «Мальчики не плачут»
- «Не кричи!»
- «Не прыгай и не смейся так».
Злость, обида, раздражение, радость — естественные чувства. Задача родителей — научить детей правильно распознавать и контролировать эти эмоции. А не сдерживать и стыдиться.
5. Личные границы. А точнее, их нарушение
- Например, входить в комнату без стука или требование показать свой телефон или личные вещи немедленно!
- Часто слышу от родителей такую фразу: «Иди и поиграй с Димой, поделись с Олей игрушками» и т.п. Это уже нарушение границ.
Относитесь к своему ребёнку как к личности, уважайте его пространство и дайте возможность выбирать и принимать решения самостоятельно. Например, обои в своей комнате, канцтовары в школу, в каких вещах идти гулять.
6. Перекладывание ответственности и утрирование
Даже если ребёнок сделал что-то не так, до определённого возраста он не в состоянии сам подумать о последствиях и исправить ошибки.
Например:
- «Сам всё испортил, сам и исправляй»
- «Я так и знала»
- «А я тебе говорила!»
Последствия: ребёнок боится проявлять малейшую инициативу.
Например, при выполнение самостоятельных работ говорю так:
— Если увидел ошибку сам-молодец, смог исправить её — молодец в двойне.
— Пролил чай, но успел исправить ситуацию и мама не увидела, ты всё вытер и никто не расстроился.
Всем хорошо. Учим замечать ошибки, учим исправлять их, помним, что ошибаться имеют право все люди, а уж маленькие тем более.
7. Требование благодарности
Например:
— Это была новая футболка, ты хоть знаешь, сколько денег мы тратим на твои шмотки? Сколько отцу приходиться работать, а у него плохо со здоровьем.
Потом мы получаем юношеский максимализм и драму в подростковом возрасте, забастовки:
- «меня постоянно всем попрекают»,
- «для вас вещи дороже собственного ребёнка»,
- «да мне от вас ничего и не надо!»
Когда вы покупаете ребёнку велосипед, какие чувства вы испытываете? Радость? Вы же не берёте вещь с мыслями: «Ну вооот, теперь ты никуда от меня не денешься, будешь делать то, что я хочу!»
Требование благодарности за «бессонные ночи» и за «9 месяцев мучения»... А вот это фирменное «а как я тебя рожала 20 часов!?»
Вспомните себя на разных этапах взросления — осознание и благодарность приходят чуть позже. Не стоит вызывать их через чувства вины и токсичное поведение. Максимум, что вы можете сделать, это в ситуациях обесценивания поговорить о чувствах, которые испытываете от определённых поступков. Но ни в коем случае не шантажировать новой приставкой своё чадо.
Если вам есть, что сказать по поводу воспитания и образования, присоединяйтесь к обсуждениям на нашем канале!
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Автор: Наталья Пахомова, педагог-психолог дошкольного образования, мама четверых погодок, трое на СО
Вот ещё кое-что на эту тему:
«А больше ничего тебе не надо?» Нужно ли российским детям личное пространство?
Признаться самой себе, что дочка — это отдельный человек
Где родился, там и пригодился, и другие пословицы, которыми люди портят себе жизнь
Читайте другие статьи автора:
8 пунктов о посещении социального психолога, которые нужно знать
Как организовать семейное обучение с четырьмя погодками и не сойти с ума