Найти тему
Просто по ДОИкам

Страдивари VS современные технологии

Оглавление

Антонио Страдивари, величайший мастер музыкальных инструментов, творивший на рубеже 17–18 веков. Несмотря на то, что его наследие включает различные музыкальные инструменты, именно скрипки стали мечтой почти каждого скрипача. Всё чаще можно встретить сетования на то, что секрет Великих Скрипок утрачен безвозвратно и совсем скоро мы утратим возможность наслаждаться великим звуком. Но действительно ли современные скрипки не достигают уровня Гения? Давайте посмотрим, что говорят исследователи.

Когда субъективизм это хорошо

Можно найти множество научных работ, авторы которых исследуют инструменты Страдиварии на предмет физических свойств лака и древесины. Многие авторы аппаратно исследуют звучание скрипок. Но для нашей цели: понять, насколько современные скрипки достигли уровня Страдивари, достаточно субъективных тестов. Несмотря на очевидные недостатки, именно такой подход позволяет заключить, какие же инструменты (современные или древние) лучше выполняют свою главную функцию: звучат. При этом «лучше» становиться субъективным понятием, которое исходит из личной оценки музыкантов и слушателей. Но ведь скрипка создана именно для них!

Несмотря на кажущуюся простоту исследований, такие вопросы плохо освещены в научной литературе. Нам удалось найти лишь три работы, авторы которых оценивали скрипки с точки зрения тех, для кого они созданы.

Так в работе [1] авторы изучили предпочтение 21 скрипача, отобранные среди участников Восьмого Международного конкурса скрипачей в Индианаполисе. Авторы обеспечили высокую степень ослепления участников (которые были лишены возможности использовать зрение и обаяние для получения какой либо информации о скрипках). Единственное, что знали испытуемые: им обеспечат возможность игры по крайней мере на одной скрипке авторства Страдивари.

Испытуемых просили оценить скрипки двумя способами: в первом из них, после 20 минутной игры следовало выбрать один единственный инструмент, который был бы наилучшим, по мнению скрипача. Во втором следовало ранжировать инструменты («лучший»/«худший») в четырех категориях, которые скрипачи используют для оценки инструментов. Исследование проводилось в гостиничном номере, который, по мнению авторов [1] является приемлемым для решаемой задачи.

В результате авторам не удалось подтвердить тезис о том, что «Старые Скрипки» оказались предпочтительными перед современными (но, конечно же, речь идет о наивысшем сегменте современных инструментов). В части, когда испытуемые получали возможность кратковременной игры и последующего выбора из пары скрипок (при реализации множества парных комбинаций), выбор носил скорее случайный характер, что указывает на высокое качество инструментов, которые слабо различимы между собой. А при возможности более длительной игры Страдивари даже проигрывал современным инструментам.

Продолжением работы [1] стало исследование, в котором авторы расширили пул музыкальных инструментов и использовали профессиональные музыкальные площадки [2]. Испытуемые, ожидаемо, продемонстрировали высокую вариативность личностных предпочтений. Но в целом, 6 из десяти скрипачей в качестве наилучшей выбрали одну из новых скрипок, остальные выбрали Страдиварии (хотя им были доступны и инструменты других древних Мастеров). При этом среди новых инструментов четко обозначен лидер, который выбирали чаще всего.

Наконец в работе [3] авторы перешли от опросов музыкантов к опросам слушателей. И снова гипотеза о том, что скрипки Страдивари оказываются лучше современных, не нашла своего подтверждения

Выводы

Стоит отметить, что все три работы, рассмотренные в этой статье, написаны одним авторским коллективом. Нисколько не обвиняя авторов в предвзятости, этот факт несколько ограничивает надежность исследований. Также, к негативным сторонам исследования стоит отнести малую выборку, которая, впрочем, возникла исходя из объективных причин. Тем не менее, результаты представленных исследований указывают на то, что современные технологии музыкальных инструментов (в самом высоком сегменте) достигли уровня Страдивари, который, тем не менее, продолжает оставаться гением своего времени

Литература

1. Fritz, C., Curtin, J., Poitevineau, J., Morrel-Samuels, P., & Tao, F. C. (2012). Player preferences among new and old violins. Proceedings of the National Academy of Sciences, 109(3), 760-763. DOI: 10.1073/pnas.1114999109

2. Fritz, C., Curtin, J., Poitevineau, J., Borsarello, H., Wollman, I., Tao, F. C., & Ghasarossian, T. (2014). Soloist evaluations of six Old Italian and six new violins. Proceedings of the National Academy of Sciences, 111(20), 7224-7229. DOI: 10.1073/pnas.1323367111

3. Fritz, C., Curtin, J., Poitevineau, J., & Tao, F. C. (2017). Listener evaluations of new and Old Italian violins. Proceedings of the National Academy of Sciences, 114(21), 5395-5400. DOI: 10.1073/pnas.1619443114