На написание статьи меня натолкнула дочь. Сегодня утром она села раскрашивать Лисичку из Мимимишек. Прошло буквально пару минут, а может и меньше, она решила переключиться на что-то другое.
Я у Ариши спросила, хочет ли она увидеть Лисичку красивой?
На что дочка мгновенно ответила: "Да!"
"Тогда Лисичку нужно раскрасить до конца".
После этого мини-диалога дочка довела начатое до конца - раскрасила полностью персонажа из Мимимишек.
В моей жизни очень часто возникали такие ситуации, когда я что-то задумала, но в итоге не довела до конца или бросила на полпути. Это различные истории. На работе хочешь-не хочешь доделаешь, а вот в личной жизни все по-другому. Обычно дедлайнов нет. Например, задумала связать жакет, купила нитки, связала перед и бросила. Или решила написать картину маслом. Купила краски, холст, придумала, что это будет и все. Даже не начала.
И так со временем список недоделок только увеличивался. И я уже не знала за что взяться, что нужно доделать или нужно ли вообще. Вам знакомо?
Ситуация с дочкой натолкнула меня на мысль, а почему так происходит. И нашла разные подходы к изучению этого вопроса. Здесь стоит отметить, если у Вас редко возникают ситуации, когда Вы бросили дело, то причинами могут быть:
- Отсутствие мотивации. Или нет личной заинтересованности в результате дела. Здесь все решается более-менее просто - стоит найти смысл, выгоду, ответ на вопрос "зачем я это делаю";
- Завышенные требования, нереалистичные цели. Например, похудеть на 5 кг за 1 день нереалистичная цель. А если стремиться к этому используя экстремальные методы в последствии можно только навредить своему здоровью;
- Слабые навыки самоорганизации и самоконтроля. Это и про цель, и план с задачами, и методами их решения. Например, хочу похудеть - это не цель. А вот если определить сроки, как буду худеть это уже будет другая история. Хочу похудеть на 5 кг за 2 месяца, делая каждый день кардио, 3 раза в неделю тренировки, правильно питаясь (расписать меню). То есть чем больше конкретики, тем проще двигаться вперед, а значит увеличивается шанс дойти до результата;
- Берете на себя слишком много обязанностей, не понимаете где ваш функционал, где зона ответственности других людей. Хватаясь сразу за несколько дел, высока вероятность того, что не доделаете ни один или вообще бросите все. Здесь стоит остановиться, осмотреться и освежить в памяти свои обязанности;
- Темперамент. Экстраверты и холерики по своей природе склонны к поверхностным увлечениям, работе на количество, а не на качество. Они быстро загораются новым делом, при этом также быстро теряют интерес;
Следующие причины могут говорить о том, что в жизни человека недоделанных дел значительно больше:
- Трудности, препятствия. Если мы беремся за что-то новое, не всегда это дается легко и быстро. Многие люди совершенно не готовы к трудностям, а бывает сами их ищут. Есть понятие внутреннего саботажа. Это когда человек препятствует самому себе в достижении цели. Причина такой установки кроется в детстве. Наказания, критика, фраза "у тебя ничего не получится" и т.д. могут привести к таким негативным последствиям;
- На мой взгляд самая главная причина или истоки такого поведения кроются в детстве. Закладываются родителями. Конечно же не осознанно. И этот пункт отличается от предыдущего.
Это ситуации, когда родитель не дал ребенку доиграть, дособирать, то есть выдернул из процесса и как итог ребенок не дошел до результата. Как пример, ребенок собирал пазл, мама решила, что сейчас пора немедленно идти есть. Ребенок оставил свое занятие. После еды уже занялся чем-то другим. Или ребенок посещал какой-нибудь кружок, например, английского языка или музыкальную школу. Родители решают, что у ребенка нет способностей, перестают водить в этот кружок или переводят в другой. При этом ребенок даже может говорить, что ему нравится заниматься музыкой. Но по каким-то своим причинам маме или папе кажется, что у ребенка ничего не получается.
И так со временем, раз за разом как безусловный рефлекс формируется бессознательное поведение "не доделывания". А бывает и одного раза достаточно, если эпизод будет эмоционально-окрашенным.
Что самое интересное, у родителей, которые так поступают, зачастую такой же жизненный сценарий: не завершают дело, бросают и т.д. На словах мама/папа говорят, добиваются, чтобы ребенок стал успешным в этой жизни, но неосознаваемый смысл действий почти всегда - стремление, чтобы ребенок не превзошел их самих. Вот такой парадокс. И все это в итоге приведет ребенка к одному из вариантов поведения в будущем (после 18 лет):
- “Человек бросает почти все, за что бы он ни взялся, практически сразу”.
- “Человек бросает начатое на полпути”.
- “Человек бросает начатое в тот момент, когда он уже близок к завершению”.
- “Человек доводит начатое до конца, но, вместо того, чтобы и дальше развивать результат, бросает дело и начинает что-то совсем другое”. Сюда можно отнести вечных студентов, которые осваивают профессию за профессией, но по итогу обучения решают, что это не его призвание.
- “Человек доводит начатое до конца, некоторое время пользуется результатом, но в итоге все равно бросает дело и начинает что-то абсолютно другое”.
Я у себя замечала многие моменты и рада, что интуитивно пришла к пониманию, что все это ни к чему хорошему не приведет. Поделюсь как учу дочку доделывать дела:
1) Если я вижу, что дочка играет, что-то собирает, не дергаю ее. Говорю: "Доиграй/дособирай - потом приходи обедать";
2) Если куда-то собираемся - стараюсь чуть раньше начать сборы, чтобы дочка успела самостоятельно одеться, взять, если нужно игру или игрушку, которая ей нравится;
3) Было у меня 2 истории, когда я вроде начала водить дочку на развивашку (по методике Монтессори и гимнастика), но сама решила, что еще рано, не получается и т.д. Сейчас подход изменила. Пока никуда не вожу, наблюдаю, что ей интересно, чтобы выбрать близкое по ее увлечениям направление;
4) Если вижу, что дочка хватается то за одну, то за вторую игру, останавливаю и прошу сначала убрать первую игру, после уже приступать к другой. Возможно это проявление возраста. На мой взгляд лучше сразу приучать и к порядку, и последовательному переходу от дела к делу. Ведь не исключено, что игра просто не понравилась;
5) Самое сложное пока - это доведение до результата игры, когда возникают трудности. Например, собирая сложный пазл, раскрашивая по номерам и т.д. Здесь пример будет у каждого свой, в зависимости от возраста ребенка. В таких ситуациях я спрашиваю, что не получилось? Могу ли я чем-то помочь? И чаще всего это помогает. Нашли детальку - и процесс пошел и дошел до результата.
Дальше хочу научить дочку ставить цели, реалистичные, продумывать шаги...Думаю жизненные ситуации дадут ответ когда и как это сделать грамотно и с пользой для дочери.
Может показаться, что я уделяю этому вопросу излишнее внимание. При этом я понимаю, если у дочери будут развиты навыки доведения дел до результата - это будет одной из ее сильных сторон. Опять же я исхожу из своего опыта. У меня ушло много времени на осознание и проработку этого навыка. Хочу, чтобы путь к успеху у дочери был менее тернистым. Это мой опыт. Моя история. Буду рада, если после прочтения статьи у кого-то возникнут новые мысли и осознания.
Спасибо, что прочитали до конца! Ставьте лайк! Подписывайтесь на канал! Вместе здорово) | Яндекс Дзен (yandex.ru)