Что не так с информатикой в школе?

593 прочитали
За последние несколько лет школьное образование постоянно изменяется. Были введены ЕГЭ и ОГЭ, различные ВПР, классные часы для воспитания «патриотизма» среди школьников и другие мероприятия.

За последние несколько лет школьное образование постоянно изменяется. Были введены ЕГЭ и ОГЭ, различные ВПР, классные часы для воспитания «патриотизма» среди школьников и другие мероприятия. Меняется программа изучения разных предметов, появляются новые учебники и учебные стандарты. В век цифровых технологий наравне с классическими физикой, алгеброй и литературой в один ряд ставят информатику. И качественное преподавание информатики действительно важно для молодого поколения, ведь они всю дальнейшую жизнь будут жить в окружении нейросетей и виртуальной реальности. Уже сейчас люди одновременно проживают две жизни – цифровую и реальную.

И если человека не научить жить в мире компьютеров сейчас, то будущее выкинет такого человека на свалку истории.

В этой статье речь пойдет про самые вопиющие недостатки преподавания информатики в школах.

Устаревшее оборудование и программное обеспечение в школах.

Я бы даже сказал – очень устаревшее. Не знаю, как обстоят дела в крупных городах и столице нашей страны, но в школах областного центра моего региона в кабинетах информатики (если кабинет информатики в школе вообще есть) стоят компьютеры под управлением Windows 7, а может даже и Windows XP. Эти версии знаменитой операционной системы перестали поддерживаться уже очень давно, а заменить их на более новую Windows 10 часто не позволяет бюджет школы. Но не в этом самая главная проблема. Когда в средней школе начинается изучение основ настоящего языка программирования, почему-то выбирают нигде не применяющийся на практике язык Pascal. Ну вот серьезно, ученик будет учить язык и при этом не будет видеть примера НИ ОДНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ на Pascal. Сейчас абсолютно все сайты и программы создаются на более современных технологиях. При этом, среды выполнения для ВСЕХ языков программирования распространены бесплатно. Почему вместо никому не нужного, но пригодного для обучения Pascal поставить, например, тот же C-Sharp или Java. Эти языки повсеместно используются в IT и также пригодны для изучения в школе. А если школьнику сказать, что на изучаемом им в школе C-Sharp можно писать хорошие игры на Unity, то этот школьник будет сидеть в компьютерном классе до ночи.

Что ученики думают про уроки информатики
Что ученики думают про уроки информатики

Плохо квалифицированные преподаватели

Сфера IT, в отличии от физики или биологии, развивается очень стремительно. Среднее время жизни технологии в информатике составляет 5 или 10 лет. В современной школе «костяк» самых лучших педагогов состоит из людей советской сноровки, которые еще успели впитать себя систему образования СССР. Они отлично преподают математику и русский язык, но это - все те же бабушки, которые стоят в очереди управляющей компании, чтобы оплатить ЖКХ, вместо нескольких кликов в личном кабинете на сайте. Да, такие люди отлично покажут на уроках информатики устройство булевой логики и систем счисления, но они не будут осведомлены, что происходит в IT на практике. В итоге и получается: учитель у доски рассказывает о взвешенных графах, но при этом его ученики успешно создают сервера в Minecraft и взламывают лицензионные программы. Из-за этого теряется связь педагога и ученика. Но при этом не стоит повсеместно нанимать на работу учителями информатики молодое поколение.

Даже если в школу каким-то чудом придет работать настоящий программист (а он туда не придет, ибо на своей работе будет получать в 5 раз больше), то он научит всех верстать страницы на html и создавать простую иерархию классов, но он ничего не расскажет про таблицы истинности. Потому что программисту бессмысленно держать в голове знания, которые ему не нужны в работе. Необходимо выбирать золотую середину между отставшими от технологий «старцами» и только практически продвинутыми молодыми преподавателями.

За последние несколько лет школьное образование постоянно изменяется. Были введены ЕГЭ и ОГЭ, различные ВПР, классные часы для воспитания «патриотизма» среди школьников и другие мероприятия.-3

Низкие зарплаты учителей

Этот пункт относится не только к информатике, но и ко всей системе образования в России в целом. Из-за мизерной зарплаты большинства педагогов их энтузиазм в подаче материала ученикам стремительно падает. Ну не будет учитель придумывать подходы к каждому ученику, составлять интересные планы урока и устраивать дополнительные факультативы по информатике, если ему на протяжении всей его карьеры выплачивают копейки. В деятельности педагога всегда приходится применять творческий подход. И если энтузиазм учителя никак не поддерживать (самый банальный способ - материально), то он просто-напросто перестанет применять этот творческий подход к своим урокам. И это повлияет на качество уроков в школе.

Если вам понравилась статья, то можете поставить лайк и подписаться на мой канал. Пишите в комментариях свое мнение по поводу уроков информатики в школах, любая полемика приветствуется :)

Также у меня есть несколько статей на похожую тему:

Не учите детей программированию

Почему некоторые программисты ненавидят Python?

Почему некоторые программисты ненавидят PHP?

Все еще не подписались на канал? А ведь вы дочитали статью до самого конца, а значит она вам понравилась ;)