Найти тему
Авто Энциклопедия

Запоздалый, но желанный. Первый советский бронетранспортер БТР-40 (Часть I)

Во время Великой Отечественной войны специальных бронеавтомобилей для перевозки пехоты у Красной армии не было. Альтернативой пешему маршу были обычные грузовики. У вермахта, да и у наших союзников такие машины имелись. Американцы поставили нам по ленд-лизу более 3-х тысяч легких бронетранспортеров M3A1 Scout. Но, их катастрофически не хватало, при этом транспортные средства для перевозки солдат, в составе механизированных подразделений, показали себя в боях очень эффективно. Пехота вступала в бой прямо с колес.

M3A1 Scout
M3A1 Scout

У нас предпринимались попытки создать подобный транспорт на основе существующих бронеавтомобилей БА-64, с которых снимали крышу и башню, а в задней части оборудовали дверь. Машины были выпущены мелкой серией под индексом БА-64Е, они могли перевозить не более 6 человек, были тихоходными и ненадежными. До крупного производства дело не дошло.

БА-64Е
БА-64Е

К проектированию полноценных бронетранспортеров в Советском Союзе приступили сразу после окончания войны. Обязательное требование к конструкторам звучало так – «бронемашина должна быть на колесном ходу». Создание «боевых автобусов» поручили двум заводам: ГАЗу и ЗИСу. Горьковчане с поставленной задачей справились первыми, уже в 1948-ом году они показали военным легкий броневик для пехоты. Машина, которая позже пошла в серию получила имя БТР-40. Базировалась она на узлах и агрегатах полноприводного ГАЗ-63 – армейской версии ГАЗ-51.

ГАЗ-63
ГАЗ-63

Инженеры ГАЗа взяли за образец ленд-лизовский M3A1 Scout не по своей воле, задача определялась техзаданием спущенным сверху. Опираясь на мнение военных, они решили улучшить его характеристики. В частности, усилить броню передний части, которая должна была выдерживать попадание пуль 12,7-мм, а на бортах и корме калибра 7,62 мм. «Американец» такой защитой не обладал. Внешность «Скаута» наши конструкторы слепо копировать не стали, сохранили лишь компоновку и принцип конструкции, отказались от буферного ролика впереди, заменив его лебедкой. Но самым главным отличием Советского образца стал несущий бронированный корпус вместо рамной американской конструкции.

БТР-40
БТР-40

Создавая бронетранспортер, горьковские конструкторы старались максимально унифицировать новую машину с обычными автомобилями, выпускаемыми заводом. В качестве шасси был выбран армейский полноприводный ГАЗ-63. От него же позаимствовали рядный 6-цилиндровый форсированный двигатель, мощностью в 78 лошадиных сил. Мотор, 4- ступенчатая коробка передач, «раздатка», мосты -все крепилось непосредственно к несущему корпусу. По шоссе бронетранспортер мог разогнаться до максимальных 80 км в час, по бездорожью не более 35 км в час. Мощности мотора хватало для того чтобы БТР мог везти за собой прицеп до 2-х тонн. Его оснастили жестко подключаемым передним приводом. Про самоблокирующийся дифференциал видимо забыли, поэтому проходимость по снегу у машины была очень слабая. Тем не менее, она уверенно преодолевала подъем в 30 градусов и проходила брод глубиной чуть менее метра...

Продолжение тут