Во время Великой Отечественной войны специальных бронеавтомобилей для перевозки пехоты у Красной армии не было. Альтернативой пешему маршу были обычные грузовики. У вермахта, да и у наших союзников такие машины имелись. Американцы поставили нам по ленд-лизу более 3-х тысяч легких бронетранспортеров M3A1 Scout. Но, их катастрофически не хватало, при этом транспортные средства для перевозки солдат, в составе механизированных подразделений, показали себя в боях очень эффективно. Пехота вступала в бой прямо с колес.
У нас предпринимались попытки создать подобный транспорт на основе существующих бронеавтомобилей БА-64, с которых снимали крышу и башню, а в задней части оборудовали дверь. Машины были выпущены мелкой серией под индексом БА-64Е, они могли перевозить не более 6 человек, были тихоходными и ненадежными. До крупного производства дело не дошло.
К проектированию полноценных бронетранспортеров в Советском Союзе приступили сразу после окончания войны. Обязательное требование к конструкторам звучало так – «бронемашина должна быть на колесном ходу». Создание «боевых автобусов» поручили двум заводам: ГАЗу и ЗИСу. Горьковчане с поставленной задачей справились первыми, уже в 1948-ом году они показали военным легкий броневик для пехоты. Машина, которая позже пошла в серию получила имя БТР-40. Базировалась она на узлах и агрегатах полноприводного ГАЗ-63 – армейской версии ГАЗ-51.
Инженеры ГАЗа взяли за образец ленд-лизовский M3A1 Scout не по своей воле, задача определялась техзаданием спущенным сверху. Опираясь на мнение военных, они решили улучшить его характеристики. В частности, усилить броню передний части, которая должна была выдерживать попадание пуль 12,7-мм, а на бортах и корме калибра 7,62 мм. «Американец» такой защитой не обладал. Внешность «Скаута» наши конструкторы слепо копировать не стали, сохранили лишь компоновку и принцип конструкции, отказались от буферного ролика впереди, заменив его лебедкой. Но самым главным отличием Советского образца стал несущий бронированный корпус вместо рамной американской конструкции.
Создавая бронетранспортер, горьковские конструкторы старались максимально унифицировать новую машину с обычными автомобилями, выпускаемыми заводом. В качестве шасси был выбран армейский полноприводный ГАЗ-63. От него же позаимствовали рядный 6-цилиндровый форсированный двигатель, мощностью в 78 лошадиных сил. Мотор, 4- ступенчатая коробка передач, «раздатка», мосты -все крепилось непосредственно к несущему корпусу. По шоссе бронетранспортер мог разогнаться до максимальных 80 км в час, по бездорожью не более 35 км в час. Мощности мотора хватало для того чтобы БТР мог везти за собой прицеп до 2-х тонн. Его оснастили жестко подключаемым передним приводом. Про самоблокирующийся дифференциал видимо забыли, поэтому проходимость по снегу у машины была очень слабая. Тем не менее, она уверенно преодолевала подъем в 30 градусов и проходила брод глубиной чуть менее метра...