1,1K подписчиков

Забытые легенды для всех, кто жил во времена СССР – мотоциклы ИМЗ

455 прочитали

Ирбитский мотоциклетный завод много лет выпускал мотоциклы, но перестройка и последующие события практически полностью «убили» завод. И несколько попыток возродить его к жизни оказались безуспешными. Завод работает и сегодня, но сейчас это небольшое предприятие, штат которого не насчитывает и 150 человек. Объемы продукции так же не поражают, выпускаются лимитированные партии мотоциклов. Но продукция ИМЗ навсегда останется легендой для всех, кто жил во времена СССР.

Ирбитский мотоциклетный завод много лет выпускал мотоциклы, но перестройка и последующие события практически полностью «убили» завод. И несколько попыток возродить его к жизни оказались безуспешными.

Работать завод в небольшом городке на Урале начал в самое тяжёлое для нашей страны время – в ноябре 1941 года. Он появился на базе Московского мотоциклетного завода, который было решено эвакуировать. Специализировался завод на выпуске тяжелых мотоциклов с коляской. Продукцию ИМЗ, выпускаемую под маркой «Урал» ценили не только в СССР, но и за пределами страны.

ИМЗ М-72

Первая модель, которую наладили на ИМЗ – это военный мотоцикл с коляской М-72. Разработали и начали выпускать этот мотоцикл, созданный по образцу продукции концерна BMW, еще в Москве в 1940 году. Но после начала войны производство было решено перенести на Урал.

Ирбитский мотоциклетный завод много лет выпускал мотоциклы, но перестройка и последующие события практически полностью «убили» завод. И несколько попыток возродить его к жизни оказались безуспешными.-2

Модель не была точной копией немецкого мотоцикла, советские инженеры провели доработку. Причем все доработки были направлены на упрощение модели. В результате получилась тяжелая, не слишком маневренная, но надежная модель военного мотоцикла, отличающаяся повышенной проходимостью. Коляска предназначалась для стрелка, оно была оборудована стойкой для оружия.

На ИМЗ модель выпускалась с 1940 по 1961 годы. Продукция отправлялась на нужды армии. За время выпуска модель была неоднократно модернизирована, у последнего образца М-72 были легкие ступицы из алюминия и короткорычажная вилка.

ИМЗ М-52

Редкая модель, в период с 1950 по 1957 года было выпущено всего 700 штук. Мотоцикл можно назвать модификацией М-72. Ходовая у них идентичная, но мотор использовался объемом 500 куб. см (у МТ-72 объем двигателя 746 куб. см.). Кроме того, М-52 выпускался без коляски.

Ирбитский мотоциклетный завод много лет выпускал мотоциклы, но перестройка и последующие события практически полностью «убили» завод. И несколько попыток возродить его к жизни оказались безуспешными.-3

ИМЗ М-61

Предыдущие модели выпускались для нужд армии, а с 1957 года завод перепрофилирован на выпуска гражданских моделей. И первым изделием стал мотоцикл М-61.

Ирбитский мотоциклетный завод много лет выпускал мотоциклы, но перестройка и последующие события практически полностью «убили» завод. И несколько попыток возродить его к жизни оказались безуспешными.-4

За основу был взят все тот же М-72, ходовая часть была практически идентичной. Из отличий – изменение конструкции и увеличение хода передней вилки, облегчение экипажной части. Мотоцикл выпускался до 1963 года.

«Урал» М-62

Эта модель уже серьезно отличается от предыдущей продукции. Мотоцикл получил новую коробку передач, новый распределительный вал и механизм автоматического опережения зажигания.

Ирбитский мотоциклетный завод много лет выпускал мотоциклы, но перестройка и последующие события практически полностью «убили» завод. И несколько попыток возродить его к жизни оказались безуспешными.-5

Грузоподъемность модели составляет 255 кг, максимальная скорость – 105 км/ч (с коляской). Эти модели поставлялись для нужд советской милиции. Причем, для милиции выпускалась дополнительная модификация – без коляски.

«Урал-2» М-63

Модель выпускалась в период с 1963 по 1971 годы. Это одна из самых успешных моделей. Мотоцикл оснащался двухтактным двухцилиндровым двигателем объемом 649 куб. см. Мотоцикл свободно мог ехать на скорости 95 км/ч, можно было разогнать его и до 100-105 км-ч, но это отрицательно сказывалось на комфорте. Грузоподъемность осталась прежней – 255 кг.

Ирбитский мотоциклетный завод много лет выпускал мотоциклы, но перестройка и последующие события практически полностью «убили» завод. И несколько попыток возродить его к жизни оказались безуспешными.-6

«Урал-3» М-66

Модель выпускалась всего 4 года с 1971 по 1975. На нее устанавливался двигатель повышенной мощности. Так же был использован новый коленвал и добавлена полнопоточная очистка масла.

Ирбитский мотоциклетный завод много лет выпускал мотоциклы, но перестройка и последующие события практически полностью «убили» завод. И несколько попыток возродить его к жизни оказались безуспешными.-7

Изменился и внешний вид мотоцикла. На нем были установлен новые фонари и добавлены поворотники.

«Урал» М-67

Годы выпуска модели – 1973-1976. Революционным изменением стало использование электрооборудования на 12 вольт (ранее использовалось шестивольтовое оборудование). Так же были внесены изменения в конструкцию рамы мотоцикла.

Ирбитский мотоциклетный завод много лет выпускал мотоциклы, но перестройка и последующие события практически полностью «убили» завод. И несколько попыток возродить его к жизни оказались безуспешными.-8

«Урал» М-67-36

Выпускался в период с 1976 по 1984 годы. Отличался от предшественников увеличенной мощностью двигателя. КПП четырехступенчатая с ножным переключением скоростей. На мотоцикле одновременно может ехать 5 человек, его часто использовали для перевозок грузов. Отличался повышенной проходимостью и надежностью.

Ирбитский мотоциклетный завод много лет выпускал мотоциклы, но перестройка и последующие события практически полностью «убили» завод. И несколько попыток возродить его к жизни оказались безуспешными.-9

Ух, вот это легенды, а как вы считаете? Напишите в комментариях.

<< Ставьте 👍 если понравилась статья. >>>
<<< Подписывайтесь на канал. >>>
< --- Спасибо, что читаете мой канал. --->