Найти тему
alik-sumin

Интервью с Эдуардом Хайманом

Предисловие: в прошлом году мы с Сергеем Дмитриевым выпустили онлайн курс, посвященный изучению Grasshopper. И, в рамках подготовки к этому курсу, записали несколько интервью с людьми, кто активно использует Grasshopper в своей практике.

Эдуард Хайман - городской аналитик, архитектор, дизайнер, художник, а также преподаватель и куратор образовательных программ. Исследует границы возможного для этих дисциплин и то, как они меняют пространство обитания.

​

Давай сначала копнём в прошлое: расскажи, как появилось сообщество архитекторов параметристов в России, Точка ветвления, воркшопы на Стрелке – вот это всё …

Ещё в университете на дипломном проекте я развивал тему самосборных пневматических павильонов для создания виртуальных выставок. Эти павильоны должны были перевозиться и собираться роботами непосредственно на площадке согласно специфики места. Примерно в то время в Живом Журнале (архаичный интернет портал ныне никому не известный, прим. ред.) я начал следить за Максимом Малеиным, где он рассказывал, как учится в Лондоне и как круто в Архитектурной Ассоциации. Переехав в Москву, оказалось, что тут есть группа Digital Bakery, увлеченные только возникающим параметрическим дизайном, в неё как раз входил Максим и Paralab, которые занимались исследованиями в сфере форм-файдинга, сейчас бы это направление назвали material computation. Ребята из Digital Bakery запустили форум, русский аналог grasshopper3d.com, он правда не пошел, но зато я познакомился с Александрой Болдыревой и Филиппом Кацем, а чуть позже присоединились ещё Катя Ларина и Данияр Юсупов. Вот с ними мы и запустили Точку Ветвления. В то время создавались многие проекты типа “Теории и Практики” и Института “Стрелка”. Стрелка объявила о том, что запускают летнюю программу, я пошел к ним, и Катя Гиршина, которая отвечала за летнюю программу, почему-то поверила, что мы можем что-то интересное сделать, так и появился первый воркшоп Точки ветвления на Стрелке. Ну а потом ещё было несколько десятков воркшопов, лекций и других штук уже по всей России.

Сейчас ты продолжаешь заниматься образовательными проектами. Вместе с Сергеем Дмитриевым и Владимиром Вороничем вы не первый год ведёте специальный курс в МАРШ. Расскажи об этом подробнее, а также о тех проектах, которые выполняли студенты в рамках этого курса:

В МАРШе я сначала присоединился к команде Ирины Сафоновой и Милана Стаменковича, и мы вместе делали второй интенсив под названием "Алгоритмическое проектирование". Он был направлен на очень концептуальное проектирование, это было круто, но стало понятно, что разрабатывать на высоком уровне концептуальные проекты в вечернем дополнительном образовании сложно. Для такого проектирования нужен другой режим. Так появилась идея сделать новые курсы, которые назвали “Параметрическое проектирование” с девизом “От алгоритма к материализации”, который в полной мере и отражал идею. На этих курсах мы хотим научить слушателей проходить все стадии проекта, но в идеологии вычислительного проектирования. Участники должны сделать реальное предложение для фасадов строящихся домов. На первом интенсиве были металлические фасады, а в новом курсе будут бетонные. Мы проходим от стадии форм-файдинга, работу с материалом и технологией производства, создание параметрических моделей и к финальному проекту. Мы хотим чтобы архитекторы увидели в таком подходе реальную силу, чтобы они могли новые знания и идеи, полученные на интенсиве, пустить в свою работу и как бы не банально это звучало, сделать наши города, лучше.

Ты участвовал во многих архитектурных проектах, где так или иначе применялись алгоритмы, какие из них лучшие на твой взгляд, ТОП-3 от Эдуарда Хаймана:

Я бы выделил несколько проектов у которых есть разная специфика применения алгоритмов. Одним из таких проектов можно назвать павильон для Еревана K’artashayin, который разрабатывался в Alt-Space. В нем получилось трансформировать образы армянской архитектуры в интерактивный объект. Сложный внешний контур получен путем разворачивания формы типичного местного купола и наложения её на необходимый объём. Стеклянные витражи покрыты прямоугольной мозаикой из электрохромной пленки, меняющей прозрачность в зависимости от подаваемого напряжения. Полученная обертка-экран напоминает традиционную каменную кладку. Анимированная прозрачность фасада позволяет менять отношение внутреннего и внешнего пространств преобразовав свойства непроницаемой статичной стены в мерцающий динамический мираж. Здесь алгоритмы использовались для манипуляции с геометрией традиционного армянского купола, и превращения его в оболочку павильона. В геометрии искались честные внутренние свойства, которые можно было использовать для создания правил развития формы, вместо традиционного метафоричного авторского видения сверху вниз.

​

Ещё один проект - параметрический фасад для проекта-победителя конкурса на здание «Imperia Tower» в Москва Сити. Здание разделено на два объёма. Один объём должен был быть обёрнут в навесной параметрический фасад. Фасад состоит из отдельных элементов, которые формируют ажурное покрывало, обертывающее стеклянный фасад. Открытость ячеек зависит от функциональных потребностей здания. Финальный паттерн складывается из наложения двух треугольных сеток: первая – мелкая сетка, в ячейки которой вписаны элементы фасада; вторая – крупная сетка дополнительно влияющая на первоначальную открытость ячеек, она формирует узор вторичного восприятия. Здание может наблюдаться и с дальних перспективных точек и две сетки позволяют сформировать несколько уровней восприятия: дальний, средний и ближний. На дальней дистанции виден крупный узор, на средней - динамика раскрытия ячеек, вблизи появляется игра прозрачности фасада с геометрией отдельных ячеек. Здесь параметрический подход помог перебрать несколько десятков вариантов и для каждого варианта проверить несколько проектных гипотез и вариативность узоров.

​
​

Третьим проектом я бы назвал ещё не реализованный проект Почтового квартала в Санкт-Петербурге от бюро Kleinewelt architekten и Habidatum, здесь я помогал смоделировать эффекты от реконструкции территории между Исаакиевской площадью и «Новой Голландией». Мы смотрели на то, как могут поменяться потоки людей и их объемы, и какие функции поможет получить синергетический эффект от развития нового пространства в масштабе целого района.

​

Существуют ли алгоритмы, которые ты постоянно применяешь в своей работе, используя в разных проектах?

Тут я позволю себе быть занудой, но нет лучших алгоритмов. Если кто-нибудь когда-нибудь делал действительно крутой проект в Grasshopper, то он знает что в конечном счете твой алгоритм состоит из сотен или даже тысяч функций с связей. И как такого одного алгоритма нет. Ну есть некоторые функции - простейшие алгоритмы типа диаграммы Вороного, которые скорее сыграли злую шутку, несмотря на свою клёвость. Он настолько простой в применение и дает не модернистскую форму, что это породило множество однотипных проектов, что дало идеальное оружие для не любителей “параметрики”, которые говорят “а параметрика - ну это опять ваш скучный Вороной”. Хотя конечно все то, что касается алгоритмов самоорганизации и эволюции - это все супер мощные инструменты не просто как технология, они отражают философию вычислительного проектирования.

Кроме архитектуры ты много работаешь в сфере цифрового искусства, тут и проект Mathrioshka и магистерская программа в ДВФУ, расскажи подробно о том и о другом:

Mathrioshka это совместный проект с Вадимом Смахтиным, который появился в тоже время что и Точка ветвления. Но он не про архитектуру, а про технологическое искусство и дизайн. Мы делали интерактивные инсталляции и пространства, визуализацию данных и прочие вещи. Один из проектов с визуализацией больших данных о Москве спровоцировал появление Habidatum.

В 2018 г. во Владивостоке появилась магистратура -Da, которую запустила Катя Беляева, она делала местный фестиваль Пуск, и как-то прорвалась и получила возможность запустить магистратуру по цифровому искусству. Она знала меня с Вадимом, а мы знали Марию Купцову. Вот мы втроем и стали курировать магистратуру. Это оказался очень крутой опыт и эксперимент для нас всех - двухлетняя магистратура, где мы пытались развить совсем новый для России формат обучения - с двухнедельными интенсивными проектами и полноценными семестровыми выставками.

Мы как кураторы преследовали цель создать новое поколение художников. Центральной концепцией служит понятие “дигитоцен” - это смешанное состояние биологического, технологического, цифрового, аналогового, реального и виртуального, где ни один из компонентов невозможно отделить друг от друга, и каждый вплетен в другой. Это то, что происходит с нами и что требует осмысления, и особенно художественного. За два года студенты поучаствовали во многих выставках и фестивалях, как уже профессионалы, и получили российские и международные награды.

К сожалению, университет решил больше не развивать это в том виде, как мы это начинали. Так что мы ищем новые места для развития дигитоцена.

Теперь давай перейдем к урбанистике. Вопрос, который часто тебе задают, так как простые смертные с трудом могут осознать это, чем вы занимаетесь в Habidatum?

На самом деле все просто. Мы в Habidatum придумываем как данные, по типу данных о потоках людей, транзакциях, коммерческом разнообразие и прочих, превратить во что-то, что будет помогать архитекторам лучше проектировать, девелоперам лучше развивать объекты, бизнесам находить места, где им лучше будет вести свой бизнес, а инвесторам места, куда лучше вкладывать свои деньги. Для этого мы договариваемся с провайдерами данных, разрабатываем алгоритмы и метрики и создаем удобную для использования этих данных и аналитики платформу (Chronotope) и сервисы.

Кроме девелоперов и городских чиновников, к вам обращаются и архитекторы. Например, вы принимали участие в одном из проектов Zaha Hadid Architects, расскажи об этом проекте подробнее:

В нашумевшем конкурсе про “реконструкцию хрущевок” мы участвовали в консорциуме с тремя архитектурными бюро для трех разных площадок (правилами это дозволялось). Это были Меганом, MLA+ и Zaha Hadid Architects. Интересно, что каждый из трех проектов получился разным с точки зрения подхода. Меганом просил нас сначала все просчитать про территорию, показать где лучшие места, какие функциональные дефициты, какая транспортная связанность и т.д. Уже решение выводилось из этого знания. Архитекторы в Zaha Hadid Architects шли с обратной стороны. Они имели уже какое-то видение того как формировать новый квартал, а нас просили посчитать будет ли их решение хорошим или плохим. И если что-то оказывалось неудачным они адаптировали решение. MLA+ были где-то посередине. Таким образом у нас менялись роли от тех, кто задает аналитический тон проекта, и до тестировщиков предложения. Не один из методов не является самым правильным, но интересно показывает разное мышление и подход.

В разные годы у тебя было много интересных лекций, посвящённых теории алгоритмической архитектуры. Какие из них ты бы посоветовал посмотреть участникам нашего курса, если, конечно, сохранились записи:

Не так много именно теоретических лекций было записано, это какая-то видимо склонность бытия писать легкие и обзорные лекции. Но некоторые наверное можно погуглить. То что нашел сам: “Генеративная архитектура. Как же это просто” и вторая серия “Генеративная архитектура. Как же это сложно!”, либо сокращенная версия “Как алгоритмы меняют пользу, прочность и красоту в архитектуре”. И вот ещё несколько записей: “От параметрических инструментов к полевым стратегиям”, “Оболочка, мембрана, кожура. 100500 способов разделить и смешать внешнее и внутреннее”, “Как мы общаемся с городом через данные

Какие, в целом, посоветуешь источники информации для тех, кто только начинает погружаться в мир параметрической архитектуры, книги, сайты?

Могу посоветовать журнал Architectural Design издательства Wiley. Можно брать подборку за последние года. И очень многие журналы, посвящены широкому спектру вопросов вычислительного проектирования, самоорганизации, цифровизации, умных городов, вычислительных материальных систем, генеративного дизайна, смешения с биологическими системами и прочее. Это хороший старт чтобы узнать интересные для вас фамилии и начать это изучать.

А так же стоит смотреть за проектами MIT Media Lab и в том числе Нери Оксман, Architectural Association и его подразделений DRL и Landscape Urbanism, ICD/ITKE и его руководителем Акимом Менгесом, институтами IAAC, ILEK, образовательные инициативы связанные с Eco Logic Studio. Из российских я бы выделил питерцев SA Lab и их телеграмм блог. В телеграмме у нас кстати тоже есть канал про дигитоцен, там мы редко что-то публикуем пока, но подписаться тоже можно, как и на фейсбук Точки ветвления ;)