41 подписчик

Философия Нового времени о науке. Рационализм и эмпиризм

369 прочитали
Рационализм или вера в то, что мы приходим к знанию с помощью логики и, следовательно, независимо от чувственного опыта, сыграла решающую роль в дебатах эпохи Просвещения, когда большинство философов

Рационализм или вера в то, что мы приходим к знанию с помощью логики и, следовательно, независимо от чувственного опыта, сыграла решающую роль в дебатах эпохи Просвещения, когда большинство философов превозносили силу разума, но настаивали на том, что знание приходит из опыта.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

Дайте определение рационализму и его роли в идеях Просвещения.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

  • Рационализм - как обращение к человеческому разуму как способ получения знания - имеет философскую историю, восходящую к античности. Хотя рационализм не доминировал в эпоху Просвещения, он заложил критическую основу для дебатов, развернувшихся в течение 18 века.
  • Рене Декарт (1596-1650), первый из современных рационалистов, заложил основу для дебатов, развившихся в эпоху Просвещения. Он думал, что познание вечных истин может быть достигнуто только с помощью разума (опыт не требовался).
  • Начиная с эпохи Просвещения, рационализм обычно ассоциируется с внедрением математических методов в философию, как это видно в работах Декарта, Лейбница и Спинозы. Это обычно называют континентальным рационализмом, потому что он преобладал в континентальных школах Европы, тогда как в Британии господствовал эмпиризм.
  • И Спиноза, и Лейбниц утверждали, что в принципе все знания, в том числе научные, можно получить только с помощью разума, хотя оба они отметили, что на практике это невозможно для людей, за исключением определенных областей, таких как математика. .
  • В то время как эмпиризм (теория, согласно которой знание происходит только или в первую очередь из чувственного опыта) доминировал в эпоху Просвещения, Иммануил Кант попытался объединить принципы эмпиризма и рационализма. Он пришел к выводу, что для человеческого знания необходимы и разум, и опыт.
  • С времен Просвещения рационализм в политике исторически подчеркивал «политику разума», сосредоточенную на рациональном выборе, утилитаризме и секуляризме.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Мыслю, следовательно, существую

Латинское философское высказывание Рене Декарта, первого современного рационалиста, обычно переводится на английский как «Я думаю, следовательно, я существую». Это положение стало фундаментальным элементом западной философии, поскольку оно призвано сформировать надежную основу для знания перед лицом радикальных сомнений. Декарт утверждал, что сам акт сомнения в собственном существовании служит, как минимум, доказательством реальности собственного разума.

Эмпиризм

Теория, которая утверждает, что знание приходит только или в первую очередь из чувственного опыта. Один из нескольких взглядов на эпистемологию, изучение человеческого знания, наряду с рационализмом и скептицизмом, он подчеркивает роль опыта и свидетельств, особенно чувственного опыта, в формировании идей над понятием врожденных идей или традиций.

Метафизика

Традиционная ветвь философии, занимающаяся объяснением фундаментальной природы бытия и окружающего его мира, хотя определить этот термин нелегко. Традиционно он пытается ответить на два основных вопроса в самом широком смысле: «В конечном итоге, что там?» и "На что это похоже?"

Вступление

Рационализм - как обращение к человеческому разуму как способ получения знания - имеет философскую историю, восходящую к античности. Хотя рационализм как точка зрения, согласно которой разум является основным источником знания, не доминировал в эпоху Просвещения, он заложил критическую основу для дебатов, развернувшихся в течение 18 века. Поскольку Просвещение сосредоточивало внимание на разуме как на главном источнике авторитета и легитимности, многие философы того периода опирались на более ранние философские достижения, в первую очередь на работы Рене Дескарта (1596–1650), французского философа, математика и ученого. Декарт был первым из современных рационалистов.

Он думал, что только познание вечных истин (включая истины математики и основы наук) может быть достигнуто одним разумом. в то время как знание физики требовало познания мира, подкрепленного научными методами. Он утверждал, что только разум определяет знание и что это можно делать независимо от чувств. Например, его знаменитое изречение cogito ergo sum, или «Я думаю, следовательно, я существую» - это заключение, сделанное априори  (т. е. до какого-либо опыта по данному вопросу). Простой смысл состоит в том, что сомнение в своем существовании само по себе доказывает, что «я» существует для того, чтобы думать.

 Рене Дескарт
Рене Дескарт

Декарт заложил основы континентального рационализма 17-го века, который позже защищали Барух Спиноза и Готфрид Лейбниц и противостояла эмпирическая школа мысли, состоящая из Гоббса, Локка, Беркли и Юма. Лейбниц, Спиноза и Декарт хорошо разбирались в математике, а также в философии, а Декарт и Лейбниц также внесли большой вклад в науку.

Рационализм против эмпиризма

Начиная с эпохи Просвещения, рационализм обычно ассоциируется с введением математических методов в философию, как это видно в работах Декарта, Лейбница и Спинозы. Это обычно называют континентальным рационализмом, потому что он преобладал в континентальных школах Европы, тогда как в Британии преобладал эмпиризм или теория, согласно которой знание исходит только или в первую очередь из чувственного опыта. Хотя рационализм и эмпиризм традиционно рассматриваются как противостоящие друг другу, различие между рационалистами и эмпириками было проведено в более поздний период и не было признано философами, вовлеченными в дебаты Просвещения. Более того, различие между двумя философиями не так четко, как иногда предполагают. Например, Декарт и Джон Локк, один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения,

Сторонники некоторых разновидностей рационализма утверждают, что, начиная с основополагающих базовых принципов, таких как аксиомы геометрии, можно было бы дедуктивно вывести все остальные возможные знания. Наиболее четко эту точку зрения разделяли Барух Спиноза и Готфрид Лейбниц, чьи попытки решить эпистемологические и метафизические проблемы, поставленные Декартом, привели к развитию фундаментального подхода рационализма. И Спиноза, и Лейбниц утверждали, что в принципе все знания, в том числе научные, можно получить только с помощью разума, хотя оба они отметили, что на практике это невозможно для людей, за исключением определенных областей, таких как математика. С другой стороны, Лейбниц в своей книге признал: Монадология, что «мы все просто эмпирики в трех четвертях наших действий».

Иммануил Кант

Иммануил Кант
Иммануил Кант

Декарту, Спинозу и Лейбницу обычно приписывают создание основы для Просвещения 18-го века. В период зрелого Просвещения Иммануил Кант попытался объяснить взаимосвязь между разумом и человеческим опытом и выйти за рамки неудач традиционной философии и метафизики. Он хотел положить конец эпохе бесполезных и спекулятивных теорий человеческого опыта и считал себя концом и указателем выхода из тупика между рационалистами и эмпириками. Широко распространено мнение, что он синтезировал в своей мысли эти две традиции раннего Нового времени.

Кант назвал свой вид эпистемологии (теории познания) «трансцендентальным идеализмом» и впервые изложил эти взгляды в своей знаменитой работе «Критика чистого разума».. В нем он утверждал, что существуют фундаментальные проблемы как с рационалистическими, так и с эмпирическими догмами. Рационалистам он в общих чертах утверждал, что чистый разум ошибочен, когда он выходит за свои пределы и утверждает, что знает те вещи, которые обязательно находятся за пределами всего возможного опыта (например, существование Бога, свободная воля или бессмертие человеческая душа). Эмпирику он утверждал, что, хотя верно то, что опыт фундаментально необходим для человеческого знания, разум необходим для преобразования этого опыта в связную мысль.

Поэтому он пришел к выводу, что и разум, и опыт необходимы для человеческого знания. Точно так же Кант утверждал, что неправильно рассматривать мышление как простой анализ. По его мнению, априориконцепции действительно существуют, но если они должны привести к расширению знаний, их необходимо привести в соответствие с эмпирическими данными.

Политика

Начиная с эпохи Просвещения, рационализм в политике исторически подчеркивал «политику разума», основанную на рациональном выборе, утилитаризме и секуляризме (позже отношения между рационализмом и религией улучшились за счет принятия плюралистических рационалистических методов, применимых независимо от религиозной или нерелигиозной идеологии). Некоторые современные философы, в первую очередь Джон Коттингем, отмечают, что рационализм, методология, в социальном плане соединились с атеизмом, мировоззрением. Коттингем пишет:

В прошлом, особенно в XVII и XVIII веках, термин «рационалист» часто использовался для обозначения свободных мыслителей с антиклерикальными и антирелигиозными взглядами, и на какое-то время это слово приобрело отчетливо уничижительную силу (…) . Использование ярлыка «рационалист» для характеристики мировоззрения, в котором нет места сверхъестественному, сегодня становится менее популярным; такие термины, как «гуманист» или «материалист», по всей видимости, в значительной степени заняли его место. Но старый обычай сохранился.