Найти тему
Вахтенный начальникЪ

ВМС США: сами с усами

«Военно-морские силы в 2007 году поставили себе цель построить флот из 330 кораблей. С тех пор ВМС стали меньше на 30 кораблей, потратили 11 миллиардов долларов сверх бюджета, допустили многолетние задержки и получили корабли, имеющие меньший потенциал и качество, чем рассчитывали».

Если вы думаете, что это о российском флоте, то глубоко ошибаетесь. Сказано это о флоте американском. И при этом сказано не каким-то российским ура-патриотом, ненавидящим Америку, а весьма солидной американской правительственной структурой – Счетной палатой США.

«Кораблестроительные программы, осуществлявшиеся в течение последних 10 лет, часто не достигали своих целей по стоимости, графику работ, качеству и производительности, – указывается в отчете данной организации. – В то время как негативные моменты имеют наиболее острый характер с головными кораблями того или иного типа (серии), последующие корабли этого типа также часто не соответствуют ожидаемым результатам».

В чем же причина такого «разгрома» флота и выявленной весьма негативной тенденции в области военного судостроения?

Ответ на этот вопрос тоже можно найти в рассматриваемом нами докладе Счетной палаты:

«Такие плохие результаты стали возможны благодаря тому, что текущие политика и процессы позволяют Военно-морским силам отклоняться от передовых практик в области кораблестроения».

В переводе на нормальный русский язык этот вывод, сделанный специалистами Счетной палаты Соединенных Штатов, будет звучать так: американские адмиралы слишком много о себе возомнили и посчитали, что самые крутые и знающие на планете.

Как выяснилось, это далеко не так, как казалось руководству Министерства ВМС США. Точнее – совсем не так.

Одни из самых дорогих приобретений ВМС США за последние десятилетий: палубный истребитель F-35C и эсминец УРО типа «Зумволт» (Фото ВМС США)
Одни из самых дорогих приобретений ВМС США за последние десятилетий: палубный истребитель F-35C и эсминец УРО типа «Зумволт» (Фото ВМС США)

Во-первых, специалисты Счетной палаты США установили, что головные корабли каждого из рассмотренных аудиторами типов в конечном итоге обошлись бюджету Военно-морских сил существенно дороже, чем планировалось изначально.

«Одиннадцать переданных Военно-морским силам в последнее время головных кораблей обошлись в постройке в конечном итоге на 8 млрд долларов больше, чем изначально планировалось, – указывают авторы доклада, подготовленного Счетной палатой США (с. 8). – И хотя конкретная величина, на которую выросла стоимость постройки, сильно колеблется в зависимости от конкретной программы, почти все переданные недавно ВМС головные корабли отличались ростом стоимости, а по трем головным кораблям превышение относительно первоначального бюджета составило 80% или более. Лишь 2 из 11 головных кораблей, материалы по которым были нами изучены, были завершены постройкой таким образом, что обошлись ниже запланированной стоимости».

В общей сложности аудиторами Счетной палаты США было рассмотрено десять типов боевых кораблей основных классов и судов обеспечения – от универсальных транспортов снабжения и боеприпасов T-AKE и быстроходных экспедиционных судов EPF до атомного многоцелевого авианосца типа «Форд» и атомных многоцелевых подводных лодок типа «Вирджиния».

Пир этом конечная цифра по стоимости постройки получалась американскими специалистами за счет разницы между стоимостью постройки конкретного головного корабля того или иного типа, заявленной в бюджетном запросе Министерства ВМС США по состоянию на тот финансовый год, в котором был запланирован старт соответствующих работ, и фактической стоимостью работ по его постройке или же скорректированной стоимостью по его постройке, заявленной в бюджетном запросе Министерства ВМС США на 2018 ф.г. Расчеты производились при этом в постоянных ценах по состоянию на 2018 ф.г.

Абсолютными рекордсменами здесь в порядке возрастания их сомнительного качества рекордов стали:

  • бронза досталась десантным транспортам-докам типа «Сан-Антонио» (USS San Antonio; LPD 17), стоимость постройки головного из которых обошлась бюджету на 80% больше, чем было изначально запланировано;
  • второе место заняли литоральные боевые корабли или фрегаты, как их теперь классифицируют ВМС США, типа «Фридом» (USS Freedom; LCS 1), головной представитель которых превысил изначально запланированный бюджет на 150%;
  • ну а золото добыли себе литоральные боевые корабли типа «Индепенденс» (USS Independence; LCS 2), чей головной корабль тримаранной конструкции обошелся американскому флоту, а, главное, американским же налогоплательщикам на 154% больше, чем изначально было запланировано.
Стоимость постройки «Сан-Антонио» – головного десантного транспорта-дока семейства – обошлась бюджету на 80% больше, чем было запланировано. На фото – «Сан-Антонио» в акватории Аденского залива. 12 января 2009 г. (Фото ВМС США)
Стоимость постройки «Сан-Антонио» – головного десантного транспорта-дока семейства – обошлась бюджету на 80% больше, чем было запланировано. На фото – «Сан-Антонио» в акватории Аденского залива. 12 января 2009 г. (Фото ВМС США)

Впрочем, поскольку их стоимость изначально была не очень высокой в долларовом выражении, то дыру в бюджете американских ВМС они, конечно, хоть и проделали, но не очень большую: «Сан Антонио» съел около 1 млрд долл., а «Фридом» с «Индепенденсом» – где-то в пределах полумиллиарда долларов каждый.

Самый же серьезный удар по американским налогоплательщикам, доверившим Пентагону и Конгрессу свои кровные денежки, перечисленные государству в виде многочисленных налогов, нанес головной атомный многоцелевой авианосец типа «Форд».

Этот плавучий аэродром нового поколения, названный в честь президента США Джеральда Форда, обошелся в постройке на 21% дороже, чем было запланировано, что в абсолютном денежном выражении составило почти 2,7 млрд долл.

Вот это, я понимаю, рекорд расточительности!

Головной корабль типа «Фридом» (LCS-1), несущий так называемый деформирующий или ослепляющий камуфляж, во время ходовых испытаний у побережья Южной Калифорнии незадолго до своей первой боевой службы. 22 февраля 2013 г. (Фото ВМС США)
Головной корабль типа «Фридом» (LCS-1), несущий так называемый деформирующий или ослепляющий камуфляж, во время ходовых испытаний у побережья Южной Калифорнии незадолго до своей первой боевой службы. 22 февраля 2013 г. (Фото ВМС США)

По головным кораблям остальных типов, рассмотренных авторами доклада Счетной палаты США, ситуация выглядит следующим образом.

Эсминец УРО типа «Зумволт» (USS Zumwalt) или, как его еще часто называют, DDG-1000, – увеличение расходов на постройку головного корабля по сравнению с первоначальным планом на 38% или более 1,5 млрд долл.

Универсальный десантный корабль типа «Америка» (USS America; LHA-6) – превышение фактической сметы над проектной составило 13% или, в численном выражении, около полумиллиарда долларов.

Многоцелевая атомная подводная лодка (МЦАПЛ) типа «Вирджиния» (USS Virginia; SSN-774) – головная субмарина данного семейства подводных охотников, построенная корабелами компании «Дженерал Дайнэмикс Электрик Боут» (General Dynamics Electric Boat – GDEB), обошлась американскому бюджету в итоге на 10% или около полумиллиарда долларов больше, чем изначально планировалось, тогда как МЦАПЛ «Техас» (USS Texas; SSN-775) – вторая подлодка данного типа и первая, строившаяся на верфи компании «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг» (Northrop Grumman Newport News Shipbuilding – NNS), превысила в конечном итоге бюджет аж на 22% или порядка 600 млрд долл.

Головной универсальный транспорт снабжения и боеприпасов «Льюис и Кларк» (USNS Lewis and Clark; T-AKE-1) обеспечил себе самый незначительный абсолютный прирост в стоимости постройки – немногим более 100 млн долл., но зато в процентном выражении «ошибка» флотских финансистов-расчетчиков оказалась намного выше – на 21%.

Головное быстроходное экспедиционное (транспортное) судно типа «Спирхед» (USNS Spearhead; T-EPF-1), напротив, обошлось флоту дешевле, чем было запланировано, на 1%, а головной экспедиционный транспортный корабль-док позволил адмиралам и вовсе сэкономить 3% от первоначальной стоимости.

Для тех, кто не знает, «Спирхед» – это быстроходный катамаран, спроектированный с активным применением элементов концепции или технологии SWATH (Small Waterplane Area Twin Hull, что в переводе с английского дословно «двухкорпусное судно с малой площадью сечения по ватерлинии») и серийно строящийся по заказу ВМС США компанией «Остал ЮЭсЭй» (Austal USA).

Быстроходное экспедиционное судно «Спирхед» – головное в одноименной серии – в заливе Суда (Греция) незадолго перед плановым заходом в одноименный порт, расположенный в западной части острова Крит. 5 февраля 2014 г. (Фото ВМС США)
Быстроходное экспедиционное судно «Спирхед» – головное в одноименной серии – в заливе Суда (Греция) незадолго перед плановым заходом в одноименный порт, расположенный в западной части острова Крит. 5 февраля 2014 г. (Фото ВМС США)

С другой стороны, в денежном выражении экономия оказалась, в действительности, не так уж и велика. Вероятно, – по причине широкого использования в данном случае хорошо отработанных и более дешевых технологий гражданского судостроения.

В любом случае погоды эта экономия в общем бюджете американского кораблестроения не делает вовсе.

Впрочем, если кому-то показалось, что рост стоимости работ – это проблема исключительно головных кораблей различных типов, то он глубоко заблуждается.

Как выясняется далее из рассматриваемого нами в данном материале доклада, эта же беда характерна и для постройки уже серийных кораблей.

«Рост стоимости (постройки. – В.Щ.) последующих кораблей был менее значимым, чем в случае с головными кораблями, поскольку Военно-морские силы и кораблестроители извлекали уроки из постройки головных кораблей. Тем не менее, запрошенные бюджеты на постройку последующих кораблей в целом все же оказываются выше, чем первоначальные расчеты по стоимости постройки каждого корабля конкретного типа, которые представляли Военно-морские силы, – констатируется в рассматриваемом нами отчете Счетной палаты США. – Более того, в дополнение к тому среднему показателю по росту стоимости постройки одного корабля, которые приведены на графике, начиная с 2007 года, Военно-морские силы получили в совокупности еще дополнительно 3 миллиарда долларов на достройку всех серийных кораблей».

На упомянутой авторами доклада графике действительно приведены случаи превышения фактической средней стоимости постройки одного серийного корабля по разным типам надводных кораблей и подводных лодок над предварительной расчетной средней стоимостью одного корпуса, которую представители Министерства ВМС США отражали в регулярно формируемом специалистами Министерства обороны США сводном по всем видам и родам войск ВС США «Отчете о приобретении отдельных образцов вооружения, боевой техники и имущества» (Selected Acquisition Report).

При этом, правда, авторы отчета Счетной палаты США сделали оговорку, что рост расходов на постройку следующих за головным кораблей того или иного типа может быть связан и с необходимостью внесения каких-либо изменений или исправлений – по итогам ходовых испытаний и оценочных испытаний головного корабля серии – в проект, либо же с необходимостью переработки проекта или модернизации серийных кораблей по требованиям Военно-морских сил США.

Но отделять стоимость работ по изменению проекта или по модернизации корабля авторы документа не стали, выполнив лишь общие расчеты по типам кораблей (также в ценах 2018 ф.г.).

Головная МЦАПЛ типа «Вирджиния» после выкатки из цеха. Гротон, штат Коннектикут. 3 августа 2003 г. (Фото ВМС США)
Головная МЦАПЛ типа «Вирджиния» после выкатки из цеха. Гротон, штат Коннектикут. 3 августа 2003 г. (Фото ВМС США)

Согласно приведенным в упомянутом отчете данным, средняя стоимость постройки каждого из кораблей семейства, следующих за головным кораблем данного типа, была превышена в следующих реализуемых ВМС США программах:

  • серийные многоцелевые атомные подводные лодки типа «Вирджиния» обошлись в конечном итоге бюджету на 39,47% (!) дороже, чем было указано предварительно в «Отчете о приобретении отдельных образцов вооружения, боевой техники и имущества»;
  • серийные литоральные боевые корабли в постройке оказались в среднем на 12,94% дороже, чем адмиралы и их «бухгалтеры» планировали изначально (в документе не указано, о каком из двух типов литоральных боевых кораблей – однокорпусном «Фридоме» или тримаране «Индепенденс» – идет речь, поэтому будем предполагать, что цифры в данном случае даются применительно ко всему этому семейству);
  • серийные эсминцы УРО типа «Арли Берк» серии IIA (USS Arleigh Burke; DDG-51 Flight IIA) обошлись в конечном итоге бюджету на 8,74% дороже, чем было указано предварительно в «Отчете о приобретении отдельных образцов вооружения, боевой техники и имущества»;
  • серийные универсальные транспорты снабжения и боеприпасов типа «Льюис и Кларк» в постройке обошлись на 8,42% дороже, чем планировалось военными моряками изначально;
  • серийные десантные транспорты-доки типа «Сан-Антонио» в постройке обошлись американским налогоплательщикам «всего» на 2,6% больше, чем было указано предварительно в «Отчете о приобретении отдельных образцов вооружения, боевой техники и имущества», что можно считать определенным рекордом в хорошем смысле этого слова, поскольку, напомним, стоимость постройки головного корабля данного типа обошлась бюджету на 80% больше, чем было изначально запланировано (с. 8).
Головной универсальный транспорт снабжения и боеприпасов «Льюис и Кларк» обошелся всего на 100 млн долл. дороже, чем планировали ВМС США, что, по сравнению с остальными «монстрами», – не так уж и много. 30 сентября 2015 г. (Фото ВМС США)
Головной универсальный транспорт снабжения и боеприпасов «Льюис и Кларк» обошелся всего на 100 млн долл. дороже, чем планировали ВМС США, что, по сравнению с остальными «монстрами», – не так уж и много. 30 сентября 2015 г. (Фото ВМС США)

Единственной из приведенных на графике в упомянутом нами отчете Счетной палаты США программой, реализуемой в области кораблестроения в интересах ВМС США, в ходе которой постройка серийных кораблей обходилась дешевле, чем изначально было указано в «Отчете о приобретении отдельных образцов вооружения, боевой техники и имущества», оказалась программа создания и постройки быстроходных экспедиционных (транспортных) судов-катамаранов типа «Спирхед».

Каждое серийное судно такого типа обходилось в рассматриваемый период на 3,92% дешевле по сравнению с первоначальными расчетами. Как говорится, могут же, когда захотят!

Впрочем, радоваться то здесь рановато, поскольку надо принимать во внимание тот факт, что данные суда хотя и строятся на территории Соединенных Штатов, но спроектированы не американскими специалистами, а их австралийскими коллегами.

Да и строящая их компания «Остал ЮЭсЭй» (Austal USA), расположенная в городе Мобил, штат Алабама, является не чем иным, как американским подразделением головной компании «Остал» (Austal Limited plc).

Последняя образована три десятилетия назад, 8 августа 1988 г., в городе Перт, штат Западная Австралия, и превратилась за эти годы в глобального класса судостроительную компанию и военного подрядчика со штаб-квартирой в городе Хендерсон, штат Западная Австралия.

На сегодня (на 2018 г.) компания поставила заказчикам из более чем полсотни стран мира более 300 боевых кораблей и катеров, а также вспомогательных судов и коммерческих судов различного назначения.

В результате, единственный вывод, который на самом деле можно сделать по итогам анализа представленных в исследовании Счетной палаты США данным, заключается, как это ни парадоксально, в том, что в реальности способностью оперативно корректировать свои рабочие процессы с тем, чтобы избежать перерасхода бюджета на постройку заказанных кораблей и судов способны в первую очередь как раз не американские, а зарубежные подрядчики Пентагона.

Свои же, американские, компании по большей части оказались способны в первую очередь успешно осваивать огромные бюджетные средства, выделенные на кораблестроительную программу американского флота.

Кстати, упомянутая австралийская компания является также одним из двух подрядчиков по программе разработки и серийной постройки литоральных боевых кораблей-катамаранов типа «Индепенденс», но там почему-то ситуация с перерасходом финансовых средств выглядит существенно менее радужной.

Остается предположить, что американская корпорация «Дженерал Дайнэмикс», чье судостроительное подразделение является главным в этом межгосударственном тандеме, на самом деле не заинтересовано в сокращении издержек по программе.

Других мыслей здесь в голову даже и не приходит…

Сюзан Форд Бейлс – дочь бывшего президента США Джеральда Форда, в честь которого назван головной атомный многоцелевой авианосец нового поколения, – разбивает традиционную бутылку шапманского о борт корабля. Флоту этот гигантский плавучий аэродром обошелся в постройке почти на 2,7 млрд долл. дороже, чем планировалось. Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния. 9 ноября 2013 г. (Фото ВМС США)
Сюзан Форд Бейлс – дочь бывшего президента США Джеральда Форда, в честь которого назван головной атомный многоцелевой авианосец нового поколения, – разбивает традиционную бутылку шапманского о борт корабля. Флоту этот гигантский плавучий аэродром обошелся в постройке почти на 2,7 млрд долл. дороже, чем планировалось. Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния. 9 ноября 2013 г. (Фото ВМС США)

Продолжение следует.

Другие части этого большого материала:

Часть 1 - ВМС США: деньги потрачены, кораблей нет, а моряки ничего не умеют

Часть 3 - ВМС США: срыв сроков и несоответствие характеристик