Как же топорно работают у нас "модернизаторы" образования! Просто диву даюсь. В новостях промелькнуло сообщение. Начнём с заголовка.
Учителя назвали предметы, которые стоит добавить в школьную программу
А вот и подзаголовок:
Исследование компании "ЯКласс": учителя предложили добавить в школьную программу психологию
Психологией, как мы увидим, дело не ограничится. А что это за компания "ЯКласс"? Читаем на сайте компании:
«ЯКласс» — образовательный интернет-ресурс для школьников, студентов, учителей и родителей. Начал работу в 2014 году. Сегодня онлайн-площадкой пользуются 12 миллионов пользователей из 50 000 школ России, Австрии, Армении, Беларуси, Германии, Индии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Узбекистана, Финляндии.
Портал содержит онлайн-тренажёры по школьной программе и автоматическую проверку домашних заданий. «ЯКласс» — выпускник акселератора ФРИИ, резидент программ «Сколково» и Microsoft.
https://www.yaklass.ru/info/about#f4
Итак, фирма, заинтересованная в разрушении традиционного образования и в увеличении доли, для начала, а потом и в переводе образования в онлайн, захотела козырей в пользу своей деятельности. Привожу новость.
МОСКВА, 20 авг - РИА Новости. Российские учителя считают нужным добавить в школьную программу такие предметы, как финансовая и цифровая грамотность, психология, инновационные технологии, эмоциональный интеллект и креативные техники, показало исследование международной образовательной компании "ЯКласс", которое имеется в распоряжении РИА Новости.
"Главным предметом, который необходимо добавить в школьную программу, четверть учителей (23%) назвали психологию. 18% опрошенных - финансовую грамотность, 17% - инновационные технологии, по 13% - цифровую грамотность и эмоциональный интеллект, 9% - креативные техники. Реже всего педагоги предлагали включить в программу базовое программирование (4%) и дополнительный иностранный язык (3%)", - уточняется в исследовании, в ходе которого в августе было опрошено 2113 педагогов по всей России.
Главным недостатком современной системы школьного образования половина опрошенных педагогов назвали ненормированную нагрузку на учителей (включая административную). "Для 17% опрошенных основным минусом является чрезмерная учебная нагрузка на школьников, по 10% учителей указали отсутствие практики персонализации программы обучения под запросы учеников и ненацеленность школы на обучение навыкам, необходимым в современном обществе", - добавляется в сообщении.
Главным изменением, произошедшим в системе школьного образования за последние 10 лет, 33% учителей назвали смену функции школы, которая теперь не образовывает, а "натаскивает" на сдачу ОГЭ и ЕГЭ. "Еще треть всех опрошенных (29%) отмечают увеличение объема бумажной работы, 20% - появление в учебной программе лишних предметов, создающих избыточную нагрузку на учителей и учащихся, 10% - падение качества учебных материалов и лишь 6% считают, что школьное образование стало современным и ориентированным на практические знания", - отмечается в сообщении.
https://ria.ru/20210820/shkola-1746492144.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Компания хоть и образовательная, но про образование её сотрудники имеют весьма смутные представления, так как усталость учителей от 30-летнего реформирования образования — местами бездарного, местами вредительского — она преподносит как усталость от устаревшей системы образования.
Разве ненормированная нагрузка на учителей (больше учебных часов при неизменной оплате за час — для отчёта чиновников о фиктивном повышении зарплат учителей), чрезмерная учебная нагрузка на школьников, смена функции школы с образования на "натаскивание" на сдачу ОГЭ и ЕГЭ, увеличение объема бумажной работы — это вина системы образования, школы, учителей? А может быть, это следствие некомпетентного вмешательства "больших учёных", вроде Ярослава Кузьминова, которые под водительством Международного банка и других иностранных организаций принялись опускать образование России до западного уровня.
Это не система образования заставляет учителей заполнять макулатурные отчёты, которые никто не читает. Это экономисты-экстремисты, назвавшиеся реформаторами образования, устроили соревнование за зарплату в коллективе педагогов, который сразу перестаёт быть коллективом единомышленников. Это они пропихивают идею "образование это рынок образовательных услуг", "оптимизацию образования" и т.д., и т.п. Вот от чего устали учителя, вот от чего они хотят отказаться, а не от традиционного образования.
Устами учителей "ЯКласс" рассказывает о своих мечтах. И здесь "важно не как голосуют, а кто считает". Они нам говорят об отсутствии "практики персонализации программы обучения под запросы учеников и ненацеленность школы на обучение навыкам, необходимым в современном обществе". Вот здесь торчат уши цифровизаторов и горе-реформаторов образования. Они свои мечты и планы объявляют планами учителей. Учителя мечтают уничтожить место своей профессиональной самореализации и получения единственно возможного дохода, местами унизительно маленького? Я в это должен поверить?
В "ЯКлассе" имеют весьма смутное представление о школьной практике. Они пишут о появлении в "учебной программе" лишних предметов, создающих избыточную нагрузку на учителей и учащихся, Соглашаюсь: появление анекдотичных предметов вроде "Окружающего мира" вместо традиционных предметов, имеющих в основе соответствующую научную базу, не ругал разве что ленивый. И поделом. Вместо систематического изложения первоначальных сведений биологии, географии и истории на детей вываливается несистематизированная информация, которую можно изучать и так, и "задом наперед" — результат будет один: формирование того самого клипового мышления.
Можно напомнить про попытки слить химию, физику и ещё что-нибудь в один предмет, уже слили алгебру и геометрию в один предмет в старших классах. Чиновники требуют продолжения банкета и ведения записей в классном журнале в 7-9 классах на одной страничке "Математика". Знаю об этом из сообщений учителей с мест. Так было и перед слиянием в старшей школе. Простите, эти слияния — вина традиционного образования или настырных "сливальщиков" нашего образования, готовых променять золото наших традиций на цветные бусы колонизаторов?
"ЯКлассе" сообщает о введении лишних странных предметов и тут же предлагает ввести ещё более странные, да и не предметы вовсе. Давайте прочитаем ещё раз.
Российские учителя считают нужным добавить в школьную программу такие предметы, как финансовая и цифровая грамотность, психология, инновационные технологии, эмоциональный интеллект и креативные техники,
Ну, психология — это для придания достоверности другим пожеланиям. Психология — наука, очень давно её вводили в старших классах, но предмет в школе не прижился. А вот финансовая и цифровая грамотность, эмоциональный интеллект и креативные техники это и не предметы вовсе! Они бы ещё потребовали ввести предмет "Техника массажа" или "Устойчивое развитие". Последний предмет доверчивые граждане, верящие, что из ООН, ЮНЕСКО и от Всемирного банка исходят исключительно благие для России инициативы, требовали от министерства ввести в школе.
Введение школьного предмета только тогда имеет смысл, когда за ним стоит материнская наука со своими методами исследования собственного объекта изучения, так как главная цель предмета заключается не в том, чтобы "нафаршировать" ребёнка ненужными в быту знаниями, а правильно устроить его мышление, дать научную картину мира, сообщить первичные знания, которые могут пригодиться ему, если будет учиться в направлении данной науки. Альберту Эйнштейну приписывают фразу, известную по более ранним источникам, о том, что образование — это то, что остаётся, когда забудешь, чему учили в школе. Останется владение методами изучения мира и явлений.
Про эмоциональный интеллект я уже писал однажды, вежливо комментируя запатентованную авторскую методику. Там на полном серьёзе реализуют "современные" идеи обучения навыкам, следуя навыкам "4 К" из "списка Грефа". Авторы методики пишут: «Таким образом, это даёт нам возможность ввести понятие и количественное определение интеллектуально-эмоционального профиля личность — IEPP. IEPP равно объёму пирамиды, в основании которой лежит четырёхугольник, определяющий эффективность эмоционального интеллекта EQ, а высота которой — умственный коэффициент индивидуума IQ».
Осторожно! Вам делают SKILLFOLIO. https://zen.yandex.ru/media/shevkin/ostorojno-vam-delaiut-skillfolio-60edf3eb537b482116e2c6ea
Ничего, кроме смеха, эти горе-учёные вызвать не могут. В моей заметке показано, что вычисление показателей, за которые доверчивые граждане платят по 2500 р., зависит от произвола в расположении четырёх слов по стрелкам, никак научно не обосновано. Как измерены эти адаптивность, мотивация, осознанность и самооценка, знает только Искусственный Интеллект. Ну и для красоты пирамида, объём которой считается с коэффициентом k — про 1/3 "учёные" уже забыли, а навести справки лень.
В той же заметке я показал, что навыки из "списка Грефа" взяты из западной методички про «четыре К» — навыков, которые нужны для успешности в XXI веке: кооперация, коммуникация, критическое мышление, креативное мышление. Позже Греф изменил терминологию, теперь в его "науке" только три, а фактически только два навыка. В "Яклассе" об это пока не знают и дуют в старую дуду. Надо следить за измышлениями своего гуру.
Герман Греф меняет терминологию, рассуждая про "мягкие навыки"
https://zen.yandex.ru/media/shevkin/german-gref-meniaet-terminologiiu-rassujdaia-pro-miagkie-navyki-6103f968f732f72ee135f28e
Ну и чего полезного мы хотим получить от "исследования", выдающего желаемое за действительное в том, в чём "исследователи" не то чтобы не разбираются, а даже мало информированы. Вы думаете, это как-то связано с реальной заботой об учащихся, учителях, школе и системе образования фирмы, сотрудничающей со «Сколково» и Microsoft? Я вас умоляю...