Психология кризисных ситуаций (26)

Эдвин Шнейдман, ведущий американский суицидолог, основатель и руководитель ряда центров исследований и профилактики самоубийств в США и основатель Американской Ассоциации Суицидологии, писал, что суицид - это всегда самая крайняя мера, которую человек выбирает в момент кризиса, когда количество переживаний и/или боли превышает то количество, которой человек может вынести.

Шнейдманом был изобретен “Метод психологический аутопсии”, который представляет собой анализ множества посмертных записок суицидентов. Также Шнейдман выделил 3 типа суицидального поведения:

  1. Эготический суицид. Представляет из себя конфликт между частями “я”, внешние обстоятельства играют скорее косвенную роль. К этому же типу относятся самоубийства из-за галлюцинаций различного происхождения, а также суициды душевнобольных.

“Черты личности Андреева, его психическая неуравновешенность, мировосприятие, ориентированное «на сочинения Шопенгауэра и Э. Гартмана», явились определяющим началом как в жизни самого Андреева, так и в судьбах его героев. Мотив самоубийства, широко представленный в его творчестве, был «мотивом» жизни самого Андреева. Об этом свидетельствует «Дневник» писателя, в котором тема самоубийства звучит постоянно: «Своего теперешнего состояния я не могу передать словами. Есть maximum для радости и горя. Когда говорить нельзя. Словами я могу передать только то, что каждую секунду подступает к сердцу и к горлу и душит. И в голове все мутится… Если хоть два дня протянется, я или убью себя или – не знаю… Ой, батюшки, договорился. Мелькнуло в душе что-то – смерть, отчаяние… брр! (Л.Н.Андреев. Дневник (1897– 1901).” (Е.А.Михеичева. Феномен самоубийства в “раннем” творчестве Л.Андреева).

Леонид Андреев около собственной копии с офорта Ф.Гойи, дача в Ваммельсуу. Фото 1910-х годов.
Леонид Андреев около собственной копии с офорта Ф.Гойи, дача в Ваммельсуу. Фото 1910-х годов.

2. Диадический суицид. Основная причина таких самоубийств - неудовлетворенные потребности, адресованные значимому другому, здесь большую роль играют самые разные внешние факторы, отношения с близкими. Сюда же относят так называемые “технические” суициды, которые случаются из-за суицидального шантажа (то есть то, что должно было стать козырем в борьбе за неограниченное внимание близких, действительно заканчивается смертью). Даже имея дело с таким шантажом, не стоит относится к угрозам человек нарочито пренебрежительно. Бывает, что пытаясь противостоять обещаниям наложить на себя руки, произносят фразы “да и пожалуйста, иди и вешайся, кто мешает”, “флаг в руки, без тебя будет только легче”. Результатом таких посланий может стать только усугубление ситуации и “шантажист” с большей вероятностью предпримет реальную попытку самоубийства. К тому же, суицидента захлестнут сильные эмоции и вполне вероятно, что попытка приведет к смерти.

“– Догадаться не мудрено. Слушаться – это как есть и пить: кто долго не пил и не ел, тому еда и питье дороже всего на свете. Тебе нравится слушаться меня, правда?

– Очень нравится. Вы все знаете.

– С тобой легко. Пожалуй, дружок, я могла бы тебе и сказать, что тебя ждет дома и чего ты так боишься. Но это ты и сам знаешь, нам незачем об этом говорить, верно? Глупости! Либо ты вешаешься – ну, так вешайся, значит, у тебя на то есть причины, – либо живешь дальше, и тогда заботиться надо только о жизни. Проще простого.

– О, – воскликнул я, – если бы это было так просто! Клянусь, я достаточно заботился о жизни, а все без толку. Повеситься, может быть, трудно, я этого не знаю. Но жить куда, куда труднее! Видит Бог, до чего это трудно!

– Ну, ты увидишь, что это очень легко. Начало мы уже сделали, ты вытер очки, поел, попил. Теперь мы пойдем и немного почистим твои брюки и башмаки, они в этом нуждаются. А потом ты станцуешь со мной шимми.” (Герман Гессе. Степной волк).

Эдвин Шнейдман, ведущий американский суицидолог, основатель и руководитель ряда центров исследований и профилактики самоубийств в США и основатель Американской Ассоциации Суицидологии, писал, что...-2