В продолжение материала о новых правилах оформления электронных подписей кандидат технических наук, руководитель удостоверяющего центра ООО «СЗТЛС» и консультант Учебного центра «Компас ВЭД» Александр Русинов разъясняет суть грядущих перемен и даёт подробные практические рекомендации тем, кто и впредь желает вести документооборот, не вставая с дивана.
Первая часть материала
С 1 января 2022 года электронную подпись для юрлиц сможет выдавать только Федеральная налоговая служба и её доверенные лица, круг которых, кстати, пока окончательно не определён. С 01 июля 2021 года налоговая уже приступила к выдаче таких сертификатов ЭП, причём бесплатно. Все, что для этого требуется – записаться на приём в ИФНС, выдающую сертификаты ключей проверки электронной подписи (СКПЭП), и явиться на приём, взяв с собой паспорт, СНИЛС и сертифицированный носитель с сертификатом.
Очередей пока нет, но получить электронную подпись cможет только руководитель
В настоящее время очередей за получением сертификатов электронной подписи, по крайней мере в Петербурге, не наблюдается. Процесс получения СКПЭП занимает не более 15 минут. Но есть пара нюансов.
В ИФНС могут получить СКПЭП только руководитель юрлица, индивидуальный предприниматель, нотариус. СКПЭП выдаётся в одном экземпляре. И выдаваемая ИФНС СКПЭП является неэкспортируемой.
Что это значит?
Электронную подпись больше не смогут использовать доверенные лица
Руководители юрлиц, которые ранее получали экспортируемую СКПЭП, копировали её и раздавали для выполнения различных действий своим доверенным лицам. Так с одной стороны они экономили на стоимости СКПЭП, с другой – рисковали, доверяя свой СКПЭП другим людям.
С 01 января 2022 года им придётся пересмотреть технологии подписания документов. Вполне возможно, предстоит принять людей в штат компании и оформить СКПЭП также на сотрудников.
Резервную копию новой электронной подписи сделать также не получится.
Сотрудники юрлиц пока продолжают получать свои СКПЭП в аккредитованных УЦ. Но с января 2022 года новые изменения ждут и их.
К электронной подписи придётся приложить доверенность с подписью руководителя
Согласно поправкам к Федеральному закону «Об электронной подписи», с 01.01.2022 года сотрудники юрлиц должны подписывать документы юрлица своей СКПЭП физического лица, прилагая к ней электронную машиночитаемую доверенность, подписанную СКПЭП руководителя.
Больше информации - в нашем телеграм-канале!
Среди владельцев информационных систем сейчас ведётся живое обсуждение технических вопросов проверки таких доверенностей (это отдельная тема). Даже высказывается мнение о возможном переносе срока вступления изменений в силу.
Так что же делать? Готовить сани летом!
Раз вы читаете этот пост, значит вы уже в курсе возможных изменений. Осталось подготовиться к ним:
- Найти для записи СКПЭП в ИФНС носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России - обязательно с копией сертификата! Налоговая готова записать СКПЭП руководителя на используемый носитель, на котором уже записаны другие СКПЭП (но не более 32 экзэмпляров сертификатов ключей проверки ЭП). Стоимость нового «чистого» носителя, в зависимости от его типа, составит 1-2 тыс. рублей.
- Подготовить руководителя к необходимости визита в ИФНС и лучше, не дожидаясь предновогодней суеты и очередей. Сейчас процесс получения ЭП занимает порядка 15 минут. Руководитель должен прибыть в ИФНС лично.
- Определить круг лиц компании, имеющих право подписывать документы от имени юридического лица и круг вопросов, дающих право использовать ЭП для каждого. Это поможет вам в предновогодней суете ни про кого не забыть.
- Проверить наличие у сотрудников СКПЭП физического лица. При необходимости, направить сотрудников за их получением.
- По готовности информационных систем, с которыми вы работаете, к приёму СКПЭП физлиц с приложением доверенности, подготовить соответствующие доверенности и подписать их у руководителя его СКПЭП.
- Если срок действия ранее выданной СКПЭП истекает до 31 декабря 2021, рекомендую вам получить новую СКПЭП в аккредитованном УЦ. Так вы сможете продолжать подписывать документы электронной подписью до 31.12.2021. А в случае переноса срока вступления в силу изменений, касающихся порядка подписания документов от имени юрлица, спокойно продолжите свою хозяйственную деятельность.
И не забудьте, что для формирования электронной подписи требуется специальная программа. Её нелицензионная версия порой отказывается формировать подпись в самый неподходящий момент. Проверьте наличие программы и лицензии на неё.
Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал !