Трамвай "Татра"…
Многие жители Советского Союза и не подозревали что он так называется, но видели его каждый день.
Круглый, глазастый, такой родной и знакомый. Названия на передке он не нёс, а табличка в салоне скупо сообщала "ЧКД-Прага".
Увы, научно-популярных книг о электротранспорте тогда не было, равно как и всезнающего интернета.
Не было их и у меня, в 2000-х, в пору моего детства. Но "Татру" я видел. Не вживую конечно — на картинке в энциклопедии и без всяких подписей.
А узнав наконец о том что это "Татра", я тут же припомнил знаменитые чешские грузовики и авангардные легковушки с мотором сзади.
Но они не родственники. Как мотоцикл "Урал" и автомобиль "Урал".
Трамваи "Татра" появились на свет значительно позже автомобилей созвучной марки -в 1948 году была приобретена лицензия на американский трамвай PCC, а уже в 1952 году начался выпуск вагона Tatra T1. В 1958 году его сменил вагон Т2. Оба этих вагона в небольших количествах поставлялись в СССР.
Пришедшая им на смену Tatra T3, как раз и стала тем самым легендарным трамваем, символом советской эпохи.
В зависимости от страны-эксплуатанта отличался индекс вагона, "наш" — это Т3SU.
А ещё были модификации для Германии, Югославии, Румынии.
Стоит упомянуть и Tatra T4 — это по сути тот же самый Т3, только под узкую колею, с узким же кузовом.
Уже с 1963 года "Татры" начали поступать в Советский Союз. Поставлялись они до 1988 года и сделали их около одиннадцати тысяч.
Больше всего их было в Москве и в различных южных городах СССР.
На севере России "Татры" никогда не бывали — там правили бал ленинградские и рижские трамваи. На востоке же было много усть-катавских вагонов.
Но Татры перебрались через Урал — они были например в Барнауле и Новосибирске.
Все эти годы трамваи менялись, наиболее заметно отличались вагоны после 1976 года выпуска — они получили третью дверь. К 1980-м годам "Татры" Т3 заметно устарели и только высокий спрос со стороны СССР поддерживал их выпуск.
Это сыграло с заводом злую шутку — "старые" Татры занимали большинство производственных мощностей.
Последним проектом ЧКД-Прага стала Tatra T3RF — глубокая модернизация хорошо знакомого вагона, но уже для Российской Федерации.
После выпуска восьми вагонов завод обанкротился.
А "Татры" на просторах бывшего СССР ходят до сих пор, пережив капремонты и заметные модернизации. Даже в Москве ещё есть место старым чешским трамваям.
Тут играет роль и надёжность, и приемлемые затраты, и в конце концов мода на ретро, которая способна подарить технике вторую жизнь.