1 подписчик

Чем некрасиво уродство?

Привет, хочу рассказать о книге Умберто Эко История уродства. Немного шокирующее название и обложка не вызывает восхищения, точнее, она вызывает любопытство и интерес. Сперва была История красоты, ну понятно, начал с прекрасного.


Уродство воспринимается как противоположное красоте, но красота и уродство/безобразное стоят в паре, дополняют друг друга. Тут можно долго философствовать.

Что предлагает книга: путь через три тысячи лет через кошмары, ужасы и патологические некрасивости. Сперва книга знакомит с безобразием в классическом мире. Это не только картины и скульптура, но и рельефы храма, гравюры, статуи, вазовая роспись. Потом речь идет о смерти и мученичестве: фрагменты распятие, чудовища Нотр-Дама, иконы. Автор упомянет апокалипсис, ад и дьявола в работах художников, иллюстраторов, барельефах храмов. Не забудет упомянуть про чудовищ и чудеса: фрагменты ваз, картины, церковные скульптуры. Можно задаваться вопросами: зачем чудища в сказках? Единороги и драконы, Василиск и Калибан, Дракула и Франкенштейн - плоды воображения с моральным поучением, как проводники этических учений.
Умберто Эко говорит о комичном безобразном, женском уродстве в барокко и античности, упоминает дьявола (враг на многих картинах демонизируется), сатанизм и колдовство.
Можно задуматься вот над чем: разглядывая полотно или скульптуру откровенно страшную, неприятную кто-то начинает переосмысливать безобразное, искать мораль. Красота и только красота не может доминировать, ей в пару приходит уродство или отвратительное, и вместе они в художественной фантазии донесут смысл до зрителя.


Короче, книга полна работ известных художников, скульптур, кадрами из фильмов, цитатами из библии и других знакомых нам книг. Она будет полезна тем, кто интересуется искусством, учителям, кто любит Умберто Эко - это его интересный философский труд.
А ваши любимые полотна всегда прекрасны? Какие у вас картины в памяти, которые вызывают ужас, но их хочется разглядывать до мелочей?