После обеда в трапезной через восточные ворота монастыря мы вышли на хозяйственный двор и отправились в сторону Святой горы.
Слева от дорожки виднелись современные теплицы интересной конструкции, отреставрированные дом для сельскохозяйственных рабочих, скотный двор, монастырская конюшня.
Справа — советский памятник, посвященный Великой Отечественной войне, и обновленный Работный дом 1874 года постройки.
У Работного дома "припаркованы" экипажи, на которых когда-то возили туристов.
Рядом с восточной стеной монастыря находится старое монастырское кладбище, точнее — то, что от него осталось: ограда и несколько надгробий.
Экскурсовод рассказал, что большая часть захоронений и четырехметровая деревянная часовня были утрачены в советские годы, когда на территории кладбища разместили сначала автопарк, а затем — спортивную площадку.
Я заглянула за кладбищенскую ограду после окончания экскурсии. Все старинные надгробия сейчас собраны в углу справа от входа.
На белом мраморном памятнике удалось прочитать имя капитана 1 ранга Владимира Ксаверьевича Ходоровского (1836-1907). В память обо всех захороненных когда-либо на этом кладбище установили каменный поклонный крест.
Еще одно кладбище находится рядом с Успенской часовней.
Изящная деревянная часовня в честь Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1899 году на месте, где, по преданию, любил отдыхать преподобный Арсений, когда спускался со Святой горы в монастырь.
На восточной стене сохранился старый образ Воскресения Христова. Как объяснил экскурсовод, светлыми пятнами во время реставрации отметили следы, оставленные на изображении в советские годы: кто-то использовал образ в качестве мишени.
Кладбище, расположенное за часовней, — мирское. Его история началась в 1856 году, когда здесь захоронили князя Николая Ивановича Манвелова (Манвелишвили). Выйдя в отставку в чине штабс-ротмистра, Манвелов последние 40 лет своей жизни прожил в Петербурге, а летом подолгу жил на Коневце: беседовал с монахами, помогал обители.
Николай Иванович завещал похоронить себя рядом с крестом, около которого молился преподобный Арсений. Позднее на месте этого креста, сломанного бурей, была возведена Успенская часовня.
Остальные захоронения на этом кладбище произведены в XX-XXI веках.
По живописной дорожке мы дошли до развилки. Впереди на возвышении показались постройки Казанского скита.
В конце XVIII века настоятель Коневского монастыря Адриан, любивший уединенную молитву, решил основать на Коневце первый скит. Получив благословение митрополита, в 1794-1796 годах на месте первоначальных подвигов преподобного Арсения на Святой горе возвели храм по имя Казанской иконы Божией матери и шесть келий для монахов.
Устав Казанского скита был строгим, монахи должны были обеспечивать себя всем необходимым для жизни, несли хозяйственные послушания. Сейчас скитская форма жизни в монастыре возрождается. Доступ мирян в Казанский скит, по понятным причинам, ограничен (войти можно только по особому благословению).
Полюбовавшись издалека постройками скита, мы повернули налево. Живописная просека привела нас к самой известной достопримечательности острова Коневец — Конь-камню с часовней.
Огромный гранитный валун высотой более 4 метров и весом 720 тонн, по преданию, в древности служил местом для языческих жертвоприношений. Жители материкового берега Ладоги, использовавшие остров в качестве летнего пастбища для лошадей, в качестве благодарности оставляли духам одного коня.
Преподобный Арсений, оказавшийся на острове в конце XIV века, с помощью молитвы изгнал языческих бесов. Говорят, что вместе с ними с Коневца ушли и все змеи.
Когда на камне появилась первая часовня, доподлинно неизвестно. Возможно, случилось это сразу после основания монастыря, при жизни преподобного Арсения. Известно, что новые часовни возводились на Конь-камне в 1815 и 1895 годах.
В 1844 году "снимал вид Конь-Камня с устроенною на нем часовнею" Великий князь Константин Николаевич, о чем рассказывает мемориальная табличка.
Во время последней реставрации монастыря часовню воссоздали. Можно подняться по деревянной лестнице и рассмотреть ее аскетичное внутреннее убранство: белые стены, аналой для чтеца и две иконы — Коневскую икону Божией матери и икону преподобного Арсения Коневского.
Принято считать, что валун, на котором расположена часовня, своей формой напоминает череп коня, поэтому его стали называть Конь-камнем, а сам остров — сначала Коневым, а потом — Коневцом.
А вот Николай Семенович Лесков, побывавший на Коневце в 1872 году, сравнил Конь-камень и часовню с "огромным безногим слоном, на спине которого поставлен паланкин".
У Конь-камня наша экскурсия закончилась. Вместе с экскурсоводом мы вернулись на пристань. До отправления теплохода оставалось около часа, поэтому нас ненадолго отпустили в "свободное плавание" по сувенирным лавкам и кафе.
На том же теплоходе "Коневец" мы вернулись во Владимировскую бухту, откуда на автобусе отправились в Петербург. По дороге сделали небольшую остановку в поселке Саперное, где находится приход храма Коневской иконы Божией Матери. Но об этом в следующий раз.