Нынешний 2021 год — юбилейный. Тридцать лет назад не стало СССР. Развалилось государство, которое, за редким исключением, монополизировало все и вся. В Советском Союзе не было частных предприятий, клиник, ресторанов, театров… Что касается музеев, советская власть национализировала их в самом начале своего существования. Тем не менее, в Советском Союзе сформировался подпольный арт-рынок и существовали коллекционеры-частники. Эта глава советской истории напоминает детективный роман, и пролить свет на его страницы помогла выставка «Охотники за искусством» в московском Музее русского импрессионизма.
«Каждый охотник желает», но…
Чтобы собрать коллекцию живописи, кроме само собой разумеющихся страсти к собирательству и любви к искусству, нужны средства. Но если речь идет о Советском Союзе, то желание и деньги — это еще не все. Необходимо было также иметь положение или связи, которые не позволили бы «органам» назвать коллекционера спекулянтом и посадить его по соответствующей статье УК. Кем же были люди, занимавшиеся в СССР этой опасной «охотой за искусством»?
Это были, прежде всего, представители самой власти. Предметы искусства были доступны как раз тем, кто разрешал и запрещал, казнил и миловал. Кто мог конфисковать и присвоить конфискованное или же купить за символические копейки.
Вторая группа состоятельных и неприкосновенных — работавшие в Советском Союзе иностранцы и дипкорпус. Так, один из самых известных коллекционеров в СССР Георгий Костаки был греческим подданным, а кроме того — сотрудником посольства, хотя и не дипломатом, а всего лишь администратором, проще говоря — завхозом.
Третья значительная группа — это те, кого можно было причислить к элите общества безо всяких натяжек: ученые, академики, выдающиеся медики. Люди образованные, с культурным багажом и — да, с финансами. Разумеется, были среди коллекционеров и профессиональные искусствоведы, и люди творческие — литераторы, артисты, музыканты, да и те же художники. Ну и конечно, не бывает правил без исключений. В число самых известных советских коллекционеров входили и люди без связей в верхах, солидного положения и денег. Это были «рабочие» арт-рынка — те, кто занимался организацией подпольных выставок, помогал составлять каталоги и т. п.
Картинки с выставки
Выставка «Охотники за искусством» представляет зрителям портреты 14 коллекционеров. Портреты — в прямом и переносном смыслах. Каждому частному собранию посвящен свой раздел экспозиции, где представлено эссе о владельце коллекции, его портрет, созданный специально для этого проекта Марией Пономаревой, а также несколько работ из коллекции, которые тоже можно считать психологическим портретом владельца.
…Страсть к собирательству можно подхватить, словно вирус. Так, например, советский дипломат Владимир Семенов «заразился» этим увлечением от выдающегося терапевта Александра Мясникова, к которому Семенов в 1947 году обратился из-за проблем с сердцем.
Врач посоветовал своему пациенту (на то время политическому советнику Советской военной администрации в Германии) научиться отдыхать и — показал ему свое собрание живописи. Высокопоставленный дипломат тоже начал коллекционировать картины.
Сначала покупал работы в духе соцреализма, «но потом стал стихийно смещаться в сторону более изысканных мастеров рубежа веков — передвижников Киселева, Репина, Туржанского, Сомова… Потом настроение изменилось, и все это собрание я уступил моему другу, бывшему послу СССР в ФРГ А. Смирнову рублей за 200−300. Добавив к этой сумме еще пару сотен, мы купили только одну картину — Фалька…». (из записей В. Семенова, 1979 г.)
Еще один выдающийся врач, «уролог № 1» в СССР Арам Абрамян собрал обширную коллекцию русской живописи конца XIX — начала ХХ вв. Его собрание включало в себя все основные направления этого периода — от передвижников до авангардистов.
Арама Абрамяна отличало удивительное чутье и вкус. Он был человеком азартным и в итоге собрал коллекцию музейного уровня. Собственно, она и стала музеем — еще при жизни Арам Абрамян подарил бОльшую часть своего собрания (около 350 работ) Еревану, и на этой основе в столице Армении был создан Музей русского искусства.
Не менее страстным «охотником» был и агрофизик, профессор Абрам Чудновский. Говорят, что Георгий Костаки называл Чудновского «коллекционером номер 2» (после себя, разумеется), а некоторые считали, что частное собрание Абрама Филипповича — третье в Ленинграде после Эрмитажа и Русского музея.
На выставке «Охотники за искусством», среди прочего, можно увидеть полотно Роберта Фалька «Повар» из коллекции Чудновского и познакомиться с историей создания этого портрета.
Однажды в Париже Фальк заглянул в заведение под вывеской Borchtch и, сев за столик, «крикнул в нетерпении: «Donnez moi, s’il vous plait, un borchtch!" — конечно, с настоящим российским прононсом». К нему выбежал сам хозяин ресторанчика. Им оказался некий Иван родом с Дона. Фальк писал его портрет, а Иван рассказывал о своей жизни и говорил: «Доход неплохой. А так — на что мне этот Париж сдался. Вот пусть хоть не я, так мой портрет на родину попадет».
…Востоковед Игорь Санович собирал живопись и предметы прикладного искусства без каких-либо жанровых, временных и географических ограничений. Это были и японские нэцке, и русские иконы, и персидские миниатюры… На выставке экспонируется работа Нико Пиросмани «Погонщик с верблюдом» из собрания И. Сановича.
Вот как сам коллекционер вспоминал охоту за этой картиной: «Все мои друзья художники уже знали, что Пиросмани для меня — это Бог. И вот приходит ко мне Володя Вейсберг и говорит: „Готовь деньги, мы тебе нашли Пиросмани“. Ну, денег у меня, конечно, нет. Я одалживаю деньги у Костаки на любой срок — „как скажете — сразу возвращаю“. Он мне одолжил денег, я иду и покупаю этого верблюда. А этот верблюд — первая картина Пиросмани, которая была опубликована в СССР, в Большой Советской Энциклопедии».
Кроме упомянутых коллекций, на выставке «Охотники за искусством» представлены собрания историка Сигизмунда Валка, искусствоведа Валерия Дудакова, переводчика Алексея Стычкина, кинорежиссера и коллекционера в третьем (!) поколении Соломона Шустера… Всего, как уже было сказано, представлены 14 коллекционеров и более 70 произведений русского и советского модернизма художников первой трети ХХ века — работы Казимира Малевича, Марка Шагала, Владимира Лебедева, Аристарха Лентулова, Александра Бенуа, Зинаиды Серебряковой, Александра Богомазова, Бориса Григорьева и др.
Значительная часть экспонатов предоставлена партнером выставки — KGallery (Санкт-Петербург). Многие произведения из частных советских коллекций теперь принадлежат этой галерее, ведь довольно часто наследники «охотников» продавали доставшиеся им собрания — целиком или по частям. Редким исключением считают специалисты судьбу собрания физика Ильи Палеева.
После смерти профессора в 1970 году вдова и сын Палеева решили сохранить его коллекцию в семье и не изменили этому решению по сей день. Работы из этого собрания регулярно экспонируются на различных выставках.
Оригинал статьи размещен по адресу artchive.ru