Продолжаем наш цикл статей о Древней Греции, надеюсь, вы находите его увлекательным. Если у вас есть пожелания, о чем еще вы хотите почитать, жду комментариев😉
Сегодня поговорим об одной из важнейших литературных произведений мировой литературы - поэме 《Илиада》, авторства Гомера.
Сюжет
Троянская война продолжалась 10 лет, но Гомер, в своем произведении, воспел лишь один ее эпизод - 《гнев Ахилла》. Однако, этот эпизод великолепно отражает всех героев.
В Троянской войне принимало участие великое множество героев, и даже богов.
Вот она расстановка сил (назову лишь нескольких, самых знаковых участников битвы):
Троя:
Царь Приам
Во главе армии стоял его старший сын Гектор
Подле Гектора, брат его Парис (зачинщик, так сказать)
Бог Аполлон
И союзники
Греки:
Царь Агамемнон, правитель Аргоса
Брат его Менелай (обиженная Парисом сторона)
Аякс
Диомед
Одиссей
Конечно, Ахилл и друг его Патрокл
Богиня Гера
Богиня Афина
И множество других героев
Начало войны
Началось все с ссоры прекрасных богинь. На свадьбе богини Фетиды и Пелея (в этом союзе, кстати, и родился Ахилл), богиня раздора бросила "прекраснейшей" подарок - золотое яблоко. И на это самое яблоко, то есть на титул "прекраснейшей" претендовали сразу трое: Афродита, Гера и Афина. Троянский царевич Парис был удостоин "чести" рассудить спор богинь.
Гера предложила ему власть над миром,
Афина обещала сделать его мудрым героем,
а Афродита - мужем самой красивой женщины. Парис соблазнился даром Афродиты, и отдал ей яблоко.
И, конечно, две обиженные богини, Гера и Афина, стали врагами Трои.
Афродита же выполнила свое обещание, и Парис увез с собой красивейшую из женщин - Елену, жену царя Менелая. Вот только Менелай, и прочие мужчины когда-то добивавшиеся ее благосклонности отчего-то осерчали, и собрали войско.
Греки идут войной на Трою.
Гнев Ахилла
Илиада полно разворачивает эпизод о гневе Ахилла. Был его гнев направлен на царя Агамемнона. И поэтому не участвовал он в битве, лишь смотрел как троянцы теснят его сотоварищей, и собираются поджечь греческие корабли. Гера, отвлекая Зевса от битвы, помогает грекам.
Ахилл же еще не готов отринуть свой гнев, и на помощь грекам рвется друг его Патрокл. Ахилл отдает ему свои доспехи, вселяющие ужас в противников, свою колесницу и своих воинов. И наказывает Патроклу лишь спасти греческие корабли, но не преследовать троянцев.
Патрокл не сумел сдержать обещания, и бросился к воротам Трои, где Аполлон лишает его сил, а Гектор наносит ему смертельный удар.
Теперь гнев Ахилла бурлит и желает излиться уже на троянцев. Пока Ахилл скорбит о потерянном друге, чье тело с трудом возвращают в лагерь, бог Гефест, по просьбе Фетиды матери Ахилла, создает для героя новые доспехи и оружие. Ведь его доспехи достались Гектору, что убил Патрокла.
И следующим утром, герой облачается в свои новые божественные доспехи, и созывает греков на бой. Он примиряется с Агамненоном, и с нетерпением ждет свершения своей мести.
Четвертая битва
Зевс разрешает богам вступить в бой, и поддержать любую сторону. Арес бьется с Афиной, Гера с Артемидой, а вот Апполон, что должен был сойтись в битве с Посейдоном, останавливает его, напоминая, что распри людские, да и жизни их мелки и скоротечны, ни к чему из-за них воевать меж собой.
Ахилл рубит троянцев сотнями, и никто не может остановить его страшную месть. Ахилл добирается до Гектора, который отвлекает его внимание, прикрывая отступление троянцев.
Зевс, тем временем, взвешивает жребии судьбы Гектора и Ахилла. И судьба пока благоволит Ахиллу. Тогда Зевс приказывает Апполону оставить Гектора, а Афине оказать помощь Ахиллу.
Ахилл убивает Гектора, привязывает тело его к колеснице и гонит вокруг города. Патрокл отомщен и погребен с почестями. Но гнев Ахилла не успокоился, трижды в день он объезжает место погребения Патрокла на колеснице, с привязанным телом Гектора.
Тогда вмешивается Зевс, призывая Ахилла проявить милосердие, ведь и самому Ахиллу осталось жить недолго. И Ахилл повиновался указу верховного бога.
Лишь после того, как старый Приам напоминает Ахиллу о его отце, утихает гнев в его сердце.
Он принимает выкуп и отдает тело Гектораю обещая дать троянцам время на погребение героя. Илиада заканчивается описание погребения и оплакивания Гектора, и завершается строчкой 《Так воителя Гектора Трои сыны погребали》.
Значение Илиады, как памятника культуры
Помимо художественной ценности, Илиада дает представление об исторических событиях, жизни, укладе и обществе вплоть до начала VIII века до нашей эры.
Например, мы можем понять, что скотоводство и ремесленничество были главеыми занятиями жителей.
Также каждому греку рекомендовалось знать Илиаду и Одиссею. И влияние данных произведений можно увидеть во многих, более поздних произведениях.
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, пишите комментарии, буду стараться писать о том, что вы находите наиболее интересным.