Найти тему
В ЖИЗНИ И В КИНО

«Два дня в начале декабря» (1981) – советский фильм о сильной женщине и слабых мужчинах

Производственная драма – один из самых массовых жанров в советском кино. И один из самых нелюбимых тогдашними зрителями. Многие понимали, что прилизанная, а то и просто выдуманная картинка трудовой повседневности на экране, мало соответствует реальности.

Кадр из фильма. Здесь и далее все скриншоты сделаны автором статьи
Кадр из фильма. Здесь и далее все скриншоты сделаны автором статьи

Снятый в 1981 году на Киевской киностудии имени Довженко фильм «Два дня в начале декабря» не старается прославить ударников труда. Зритель окунается в партийные и колхозные будни, разбавленные мелодраматическими переживаниями и романтическими воспоминаниями. А в концовке получает неожиданный остросюжетный момент.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Попутно, авторы фильма акцентирует внимание на актуальных для того времени проблемах: неэффективное управление, необоснованные расходы, показуха, штурмовщина, приписки, повальное бегство молодежи из деревни.

Только «негативные явления» царят не во всей советской экономике, а на отдельных предприятиях, где руководят циничные карьеристы или недалекие авантюристы. И лишь партийные органы могут остановить таких выскочек и не дать простым людям сбиться с пути истинного на построение коммунизма.

Наш фильм как раз о трудовых буднях второго секретаря райкома КПСС в одном из районов Киевской области (судя по автомобильным номерам).

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Анны Сергеевна, местная уроженка, недавно заступившая на должность. Принципиальный и честный партийный руководитель. Фильм рассказывает о самых обычных двух днях в начале декабря. Мы увидим секретаря райкома на рабочем месте и дома в семье.

Ей придется столкнуться с нерешительными и безынициативными руководителями хозяйств, и оказать под ударом наглых пробивных карьеристов.

В главной роли актриса Нина Попова. Кадр из фильма
В главной роли актриса Нина Попова. Кадр из фильма

До сих пор актуальная сцена из фильма: типичный бюрократ выходит из кабинета большого начальника, судорожно бросается к графину с водой и на ехидное замечание секретарши:

- Ну что досталось?

Философски отвечает:

- Их дело ругать, наше слушать!

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Один из самых ярких персонажей ленты – председатель самого успешного колхоза в районе, носящий на груди звезду Героя Социалистического труда Петр Григорьевич. Внешне по-отечески доброжелательный и помочь молодым коллегам, на самом деле - лоснящийся от лести барин.

Петр Григорьевич это типичный директор советской эпохи. Его слово закон для всех подчиненных и тема для раздумий партийных начальников. Он лично вникает во все проблемы, от выбора занавеса для сельского клуба, до сельскохозяйственной политики целого района. Его колхоз-миллионер настоящая гордость района, маяк, как называют его партийные функционеры. Но любого потенциального конкурента он готов задавить своим авторитетом.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Именно такие - «красные» - директора сельских и промышленных предприятий в лихие 90-е приватизируют свои хозяйства и заводы, отобьются от бандитов, а в 2000-е станут сами и сделают своих детей миллионерами.

Какое емкое, и ни в коем случае не уничижительное, определение дано Петру Григорьевичу в споре между двумя партийными начальниками:

- Он - председатель, с кругозором бригадира!

- Зато хозяин!

Анна Сергеевна отвечает за сельское хозяйство в районе. Её поездки в успешные и не очень хозяйства, встречи с председателями и простыми колхозниками, как раз и составят главную тему фильма. А чтобы не было совсем скучно, партийного «робота» авторы фильма постарались показать живым человеком.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Её дочь-студентка приезжает из города даже не с женихом, а с полноценным мужем. Выскочила замуж за преподавателя, в два раза ее старше. Шокированные родители впервые в жизни видят зятя. Ошарашенной Анне Сергеевне остается только вздыхать:

- Света, ну почему у тебя все не как у людей! Раньше люди говорили: Мама познакомься, а потом уже поздравь. А теперь: Мама сначала поздравь, а потом уже познакомься! Ну как так можно? Даже без свадьбы…

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Ко всему прочему любимая дочка выдает, что не особо и любит-то мужа. Зачем тогда пошла в ЗАГС, толком не объясняет:

- Да о таком муже только мечтать можно. Через пять лет он академиком станет!

Мама пытается разобраться, ищет причину поспешного решения дочери:

-Может сроки поджимают? - спрашивает она у обоих молодоженов.

Но новобрачные категорически отказываются становиться родителями на ближайшие годы. Ей нужно окончить институт, ему написать диссертацию. Такой подход еще больше вызывает недоумения у матери.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Отдельная сюжетная линия – случайная встреча главной героини с юношеской любовью и взаимоотношения с мужем. Становится понятно, почему она так холодна и даже немного высокомерна со своими коллегами и подчиненными.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

«Два дня в начале декабря» трудно назвать шедевром. Его главная проблема – отсутствие четкой идеи, что был свойственно всем фильмам Киностудии имени Довженко.

Но все равно ленту стоит пересмотреть тем, кто любит советское кино и интересуется историей повседневной жизни советских людей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Актеры и актрисы, сыгравшие главные роли в советской комедии «Баламут». Как сложилась их карьера в кино и личная жизнь?