Производственная драма – один из самых массовых жанров в советском кино. И один из самых нелюбимых тогдашними зрителями. Многие понимали, что прилизанная, а то и просто выдуманная картинка трудовой повседневности на экране, мало соответствует реальности.
Снятый в 1981 году на Киевской киностудии имени Довженко фильм «Два дня в начале декабря» не старается прославить ударников труда. Зритель окунается в партийные и колхозные будни, разбавленные мелодраматическими переживаниями и романтическими воспоминаниями. А в концовке получает неожиданный остросюжетный момент.
Попутно, авторы фильма акцентирует внимание на актуальных для того времени проблемах: неэффективное управление, необоснованные расходы, показуха, штурмовщина, приписки, повальное бегство молодежи из деревни.
Только «негативные явления» царят не во всей советской экономике, а на отдельных предприятиях, где руководят циничные карьеристы или недалекие авантюристы. И лишь партийные органы могут остановить таких выскочек и не дать простым людям сбиться с пути истинного на построение коммунизма.
Наш фильм как раз о трудовых буднях второго секретаря райкома КПСС в одном из районов Киевской области (судя по автомобильным номерам).
Анны Сергеевна, местная уроженка, недавно заступившая на должность. Принципиальный и честный партийный руководитель. Фильм рассказывает о самых обычных двух днях в начале декабря. Мы увидим секретаря райкома на рабочем месте и дома в семье.
Ей придется столкнуться с нерешительными и безынициативными руководителями хозяйств, и оказать под ударом наглых пробивных карьеристов.
До сих пор актуальная сцена из фильма: типичный бюрократ выходит из кабинета большого начальника, судорожно бросается к графину с водой и на ехидное замечание секретарши:
- Ну что досталось?
Философски отвечает:
- Их дело ругать, наше слушать!
Один из самых ярких персонажей ленты – председатель самого успешного колхоза в районе, носящий на груди звезду Героя Социалистического труда Петр Григорьевич. Внешне по-отечески доброжелательный и помочь молодым коллегам, на самом деле - лоснящийся от лести барин.
Петр Григорьевич это типичный директор советской эпохи. Его слово закон для всех подчиненных и тема для раздумий партийных начальников. Он лично вникает во все проблемы, от выбора занавеса для сельского клуба, до сельскохозяйственной политики целого района. Его колхоз-миллионер настоящая гордость района, маяк, как называют его партийные функционеры. Но любого потенциального конкурента он готов задавить своим авторитетом.
Именно такие - «красные» - директора сельских и промышленных предприятий в лихие 90-е приватизируют свои хозяйства и заводы, отобьются от бандитов, а в 2000-е станут сами и сделают своих детей миллионерами.
Какое емкое, и ни в коем случае не уничижительное, определение дано Петру Григорьевичу в споре между двумя партийными начальниками:
- Он - председатель, с кругозором бригадира!
- Зато хозяин!
Анна Сергеевна отвечает за сельское хозяйство в районе. Её поездки в успешные и не очень хозяйства, встречи с председателями и простыми колхозниками, как раз и составят главную тему фильма. А чтобы не было совсем скучно, партийного «робота» авторы фильма постарались показать живым человеком.
Её дочь-студентка приезжает из города даже не с женихом, а с полноценным мужем. Выскочила замуж за преподавателя, в два раза ее старше. Шокированные родители впервые в жизни видят зятя. Ошарашенной Анне Сергеевне остается только вздыхать:
- Света, ну почему у тебя все не как у людей! Раньше люди говорили: Мама познакомься, а потом уже поздравь. А теперь: Мама сначала поздравь, а потом уже познакомься! Ну как так можно? Даже без свадьбы…
Ко всему прочему любимая дочка выдает, что не особо и любит-то мужа. Зачем тогда пошла в ЗАГС, толком не объясняет:
- Да о таком муже только мечтать можно. Через пять лет он академиком станет!
Мама пытается разобраться, ищет причину поспешного решения дочери:
-Может сроки поджимают? - спрашивает она у обоих молодоженов.
Но новобрачные категорически отказываются становиться родителями на ближайшие годы. Ей нужно окончить институт, ему написать диссертацию. Такой подход еще больше вызывает недоумения у матери.
Отдельная сюжетная линия – случайная встреча главной героини с юношеской любовью и взаимоотношения с мужем. Становится понятно, почему она так холодна и даже немного высокомерна со своими коллегами и подчиненными.
«Два дня в начале декабря» трудно назвать шедевром. Его главная проблема – отсутствие четкой идеи, что был свойственно всем фильмам Киностудии имени Довженко.
Но все равно ленту стоит пересмотреть тем, кто любит советское кино и интересуется историей повседневной жизни советских людей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: