Найти тему
ПАНТОГРАФ

Трамвайные хозяйства республик Донбасса

Полагаю многим читателям, кто близко знаком с городским транспортом ситуация более менее ясна, но канал читают и любители моделизма, любители и профессионалы в сфере железной дороги, а также иные люди, далекие от темы. С одной стороны на канале были вопросы, например, про трамвай Луганска, с другой, возможно кому-то это просто будет интересно.

В список включены лишь предприятия, которые находятся в фактической, а не заявленной, границе, контролируемых республиками Донбасса, территорий. В этой связи трамвайные предприятия Дружковки и Мариуполя в расчет не берем, города находятся под контролем Украины.

На текущий момент в Луганской народной республике не имеется ни одного города с трамвайным движением. Луганский трамвай был открыт 1 мая 1934 года, как тогда часто водилось под праздничную дату. По состоянию на осень 2011 года действовало 9 маршрутов, 1 депо и 37 пассажирских вагонов типа 71-605, 71-608К, ЛТ-10, К-1. Движение было закрыто 15 июля 2014 года из-за активных боевых действий. В июне 2015 года была предпринята попытка возобновления хотя бы частично трамвайного движения, на линию даже вышли 5 вагонов, но очень быстро движение было свернуто из-за отсутствия пассажиропотока, высоких убытков и дефицита электроэнергии. В 2020 году начался частичный демонтаж трамвайных путей, например, на улицах Оборонной и Артема. Перспективы возобновления трамвайного движения в обозримом будущем весьма туманны.

Луганск,  ЛТ-10 № 206, маршрут 6, 2.05.1999 года, фото Штефан Шпенглер  (источник фото https://ttransport.ru/lugansk/tram/photogallery/1999/5.html)
Луганск, ЛТ-10 № 206, маршрут 6, 2.05.1999 года, фото Штефан Шпенглер (источник фото https://ttransport.ru/lugansk/tram/photogallery/1999/5.html)

В Донецкой народной республике ситуация лучше. Здесь сохраняется движение в трех городах – Горловке, Енакиево и Донецке.

В Горловке в наше время работает 3 маршрута трамвая (номера 1,7,8, ранее маршрутов было больше), протяженность сети составляет 56,7 км. Имеется 10 рабочих вагонов модели 71-605 и 71-605А (из общего парка в 14 пассажирских вагонов). Открыта сеть была 7 ноября 1932 года в очередную годовщину Октябрьской революции. С 22 июля 2014 года по 26 сентября 2014 года трамвай не работал из-за боевых действий, но движение было возобновлено.

Горловка, 71-605 (КТМ-5М3) № 408, улица Черниговская (28.06.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Горловка, 71-605 (КТМ-5М3) № 408, улица Черниговская (28.06.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Горловка, 71-605 (КТМ-5М3) № 415, перегон Чайковская — Колхозная (12.06.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Горловка, 71-605 (КТМ-5М3) № 415, перегон Чайковская — Колхозная (12.06.21 года), фото Дмитрий Денисенко

Енакиево. Трамвай был пущен 24 мая 1932 года, протяженность сети составляет 39,7 км, работает три маршрута и имеется порядка 16 пассажирских вагонов, из которых 10 находятся в рабочем состоянии. Основная модель местного трамвая 71-605 и 71-605А, но имеются и более новых трамваи 71-623 в количестве трех единиц, из которых два находятся в работоспособном состоянии. Трамвайное хозяйство в последние годы находилось в запущенном состоянии, лишь с 2020 года начался небольшой подъем, включая ремонт вагонов.

Енакиево, 71-623 № 201, Путепровод (07.08.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Енакиево, 71-623 № 201, Путепровод (07.08.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Енакиево, 71-623 № 202, улица Калинина (06.08.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Енакиево, 71-623 № 202, улица Калинина (06.08.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Енакиево, 71-605 (КТМ-5М3) № 010, Партизанская улица (31.07.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Енакиево, 71-605 (КТМ-5М3) № 010, Партизанская улица (31.07.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Енакиево, 71-605 (КТМ-5М3) № 015, проспект Берегового (18.07.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Енакиево, 71-605 (КТМ-5М3) № 015, проспект Берегового (18.07.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Енакиево, 71-605 (КТМ-5М3) № 004, 038 и 015, 101-й квартал [пос. им. Ватутина] (06.03.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Енакиево, 71-605 (КТМ-5М3) № 004, 038 и 015, 101-й квартал [пос. им. Ватутина] (06.03.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Енакиево, снегоочиститель ГС-4 № ГС-2, улица Брайляна (06.03.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Енакиево, снегоочиститель ГС-4 № ГС-2, улица Брайляна (06.03.21 года), фото Дмитрий Денисенко

Самым крупным трамвайным хозяйством ДНР является Донецк. Донецкая система начала свою историю с 15 июня 1928 года. По состоянию на 2021 год имеется два депо, 12 маршрутов и 166 пассажирских вагонов, протяженность сети составляет 129,5 км. Основной подвижной единицей являются чешские вагоны «Татра» Т-3, включая три единицы, полученные подержанными из столицы Латвии г. Риги, имеются вагоны днепропетровской сборки Т-6В5 и К-1, а также единственный в городе ЛМ-2008. Кроме того на базе рамы старого трамвая был собран собственный трамвай «Татра» Т-3 ДТ-1 «Я донецкий». После окончания активной фазы боевых действий в городе в 2014-2015 годах частично было повреждена трамвайная инфраструктура некоторых линий, в частности маршрутов номер 1 и 16. Данные участки были восстановлены в 2015-2016 годах.

Донецк, К-1 № 3034 и 3014, улица Павла Поповича (04.07.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Донецк, К-1 № 3034 и 3014, улица Павла Поповича (04.07.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Донецк, К-1 № 3007, улица Челюскинцев (30.05.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Донецк, К-1 № 3007, улица Челюскинцев (30.05.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Донецк, Tatra T3SU № 3956, улица Постышева (26.05.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Донецк, Tatra T3SU № 3956, улица Постышева (26.05.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Донецк, учебный вагон Tatra T3SU № У-938, улица Пролетарская (20.05.21 года), фото Дмитрий Денисенко
Донецк, учебный вагон Tatra T3SU № У-938, улица Пролетарская (20.05.21 года), фото Дмитрий Денисенко

Основными проблемами всех трамвайных хозяйств является стареющая инфраструктура и подвижной состав. Положение усугубляет неопределенный политический статус республик, в результате города Донбасса на неподконтрольной Украине территории не попадают ни в украинские, ни российские программы по электротранспорту. Одним из вариантов могла бы быть передача подержанных вагонов из российских городов, где активно обновляется подвижной состав – Москвы, Таганрога и т.п.

В городах Стаханов (ЛНР), Углегорск и Макеевка (ДНР) трамвайные системы были закрыты задолго до образования ДНР и ЛНР. Так в Стаханове трамвай работал до 2008 года, Макеевке до 2006 года, а в Углегорске вообще до 1980 года.

Ссылка по теме: Трамвай "Я-донецкий", наконец-то вышел на маршрут.

Канал «ПАНТОГРАФ». Фото см. описание.

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки, здесь даются ссылки на все новые материалы канала.

Другие материалы канала:

Вспомним трамвай Евпатории за прошлые годы

Предлагаю оценить модернизированный старенький КТМ в Николаеве

В Туле он один такой или первый трамвай с частично низким полом в Центральной России

-14

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц