Найти тему
Открытая семинария

Какой экуменизм - правильный?

Уже несколько читателей Открытой Семинарии просили меня открыть тему экуменизма: и в частности обозначить свою позицию. Я вообще-то думаю, что я уже многократно и многообразно обозначал и утверждал свою позицию по этому вопросу, но ведь и вправду нам нужна небольшая площадка, чтобы обсудить этот вопрос.

Дело, конечно, все в том, что понимать под экуменизмом. Лет двадцать с чем-то назад я написал здоровенную книгу об экуменизме, которой не буду вас тут грузить. Скажу лишь, что в этой книге я очень отрицательно высказываюсь о попытках Всемирного Совета Церквей и прочих административно-бюрократических образований выстроить некую административную структуру, управляющими различными церквами. Это - Вавилон, и я еще вернусь в этой статье к этому вопросу. Так что в привычном понимании экуменизма - я очень против него.

С другой стороны есть понятие об экуменизме как о некой всеядности - все религии хороши, все пойдет. Я и не здесь - я не слеп и не всеяден.

Но есть еще другой "экуменизм" - живой, Божий, превознесенный в Писании - и его я разделяю. Позвольте мне объяснить его в понятных, живых, естественных категориях - как это и делает Священное Писание, которому я вторю.

-2

Вот, сегодня утром, после дождика, пошел я в лес, набрал в первый раз в этом году по-настоящему много прекрасных подъельников, которые вырослы и набухли от дождя, который лил всю ночь. И еще набрал лисичек, и маховичков. Прекрасно сходил прогулялся. И как всегда пакет мусора "на дисерт" набрал: склянки, банки, битые бутылки... Ну, мусор, понятное дело - на свалку, грибы - домой. Все как в Апокалипсисе, где Бог, в конце времен, отделяет доброе от мусора.

Так вот, сдал я грибы жене, а меня уже ждет на Открытой Семинарии коммент от чудесного друга Евгения. И он мне попал прямо и по духу и по букве куда надо, и мне есть что к этому комментарию добавить, что ответить. Итак, вот вторая, основная часть комментария Евгения:

"Количество Христианских верований растет как грибы после дождя! А веры похоже уже не будет!!! И потом, все остальные религии тогда в кого верят? не в Бога тогда получается ???, а если в Бога тогда нужно создавать интернациональную церковь......... раз у нас вера в одного Бога!
Грусть слышится в этих словах Христа!!! Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле??? ВАЙ ! я так задумался что задумался, почему я так задумался Э-э-э!!!!"

Так вот, милый Евгений, дорогие други: есть грибы хорошие, а есть - плохие, ядовитые. Это я вам как старый грибник говорю. Это хорошо, когда много грибов! Главное - уметь отличать хорошие от ядовитых. Господь умеет, да и нас учит. Также и с верованиями, так же и с людьми, окружающими нас. За всем этим стоят некие духи - добрые и злые ангелы. И все мы должны испытывать - различать "грибы". Кто давно ходит по грибы - тот знает, как это делать.

А вот в духовной жизни сложнее. Кстати, мои канадские друзья панически боятся грибов. Они знают, может, один вид грибов - шампиньоны - который продается в магазинах, и верят в него, верят, что им не отравятся. И суют его кругом. А у них, например у Джима и Кэти, про которых я много раз упоминал (мои добрые друзья) прямо за домом лесок, а в нем - куча прекрасных грибов! Таких же, в основном, подъельников, как я сегодня набрал - точь-в-точь. Хоть и в Канаде. А они их никак не едят, боятся. Хотя видели, что мы рвем, и варим, и едим.

-3

Знаете, так же вот и с христианскими верованиями, о которых говорит Евгений. Смотрите что пишет, к примеру, апостол Иоанн - как определять самый главный признак полезности или вредности любого "гриба":

1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. 2 Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; 3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. 1 Иоанна 4:1-3

Я знаю очень мало христиан, которые не исповедуют Христа, Сына Божия, пришедшего во плоти. Мы просто покупаем те грибы, простите - то христианство, которое нам продают в крупных сетевых магазинах. В разных странах они разные. Это, в принципе, съедобные грибы, но это далеко не единственно съедобные. Может у вас в саду уже давно растет белый гриб, а вы питаетесь сморчками.

Сморчки. Их еще надо уметь приготовить.
Сморчки. Их еще надо уметь приготовить.

Я вот закрываю глаза сейчас - а в глазах грибы, грибы... Вот я и пишу про грибы, да и Евгений меня завел. И все-таки, аналогия с грибами не полна - мы же не видим саму Грибницу. Поэтому возьмем дерево, хотя бы вот мою старую яблоньку в саду. Вот что даст нам живую картину живого "экуменизма" - в противоположность экуменизму вавилонскому, официальному, формально-административному, пусть даже в рясах и погонах. Итак, вот, Церковь, настоящая Церковь (не московского или киевского или какого другого толка) - подобна живому Дереву, подобна моей яблоньке. Может Господь и вырастил, и уберег эту мою яблоньку, чтобы она послужила не только мне, но и вам.

Моя яблонька
Моя яблонька

Итак, у моей яблоньки есть, как и у всякого дерева ствол, который на высоте где-то полутора метров раздваивается надвое, а потом один из стволов еще раздваивается, и от стволов растет много ветвей, а от них - веточек, а на веточках растут листочки и яблочки. А высоко в ветвях - гнездо голубков, и птицы небесные укрываются в нем и воркуют. И множество птичек прилетает на дерево - как ангелы.

Яблоня старая. Яблочки уже мелкие, но их много, и хоть многие осыпались раньше времени - но Яблоня верна Богу и себе, и принесла свои плоды, и мы, хозяева, ими довольны. Не стоит недооценивать и Великого Садовника Бога и великое Древо, которое Он насадил - Церковь. Понимаете, это живой организм, дерево, а не формально-административная корпорация с центром в Москве, Киеве или Новых Васюках. Разделилась Церковь в 11-ом веке на католическую и православную, и пошли они расти - каждая в свою сторону. А в 16-ом веке Реформация в Европе дала новую могучую ветвь, и на ней выросло много прекрасных яблок, в том числе красных - мучеников.

-6

А у моего соседа, который настоящий садовник, на одной яблоньке привито много сортов яблонь: на одной ветке красные, на другой - белые, там - зеленые, там - желтые... И все это - яблочки, Божии плоды. Так и христиане, выросшие на разных ветвях этого Древа Церкви Божией - могут сильно отличаться своим цветом, вкусом, запахом, твердостью... Но не скажет яблоко яблоку: ты - не яблоко.

Иисус Христос очень ясное и практическое определение дал Церкви:

5 Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. 6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. 7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам. 8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. Иоанна 15:5-8
-7

Понимаете? Это Он - Иисус Христос - есть Лоза, есть ствол. А все остальное, кажущееся нам стволами, столпами, церквами - лишь ветки: толстые и тонкие, длинные и короткие, растущие на той или иной стороне. Не церковь какая-то есть Лоза, а Господь наш. Не важно - какой толщины ветвь: если она не пребывает в Господе, она засыхает. И на моей яблоне, увы, много засохших ветвей. Я их осенью надеюсь обрезать. Но пока они все еще на яблоне, и они - ветви ее. И дровами их назвать я не могу - рано. Христиане любят сжигать других христиан, как будто те - дрова.

Да, нам надо и сегодня уметь определять "грибы", различать яблоки. Ведь не каждое яблоко я подниму, или сорву - и съем. Есть червивые, есть битые, есть гнилые... Так и христиане - на каких бы веточках они не росли - Божии плоды.

-8

А чего же хочет, чего добивается собственно "экуменизм" - как религиозно-политическое течение? Это - попытка организовать христиан в некую административно-бюрократически-силовую систему, которая не растет в природе, но выстраивается искусственным образом - как Вавилон, т.е. смешание. Это означает, что будет некий супер-патриарх, или Папа Римский, и некий комитет серых кардиналов, которые будут решать - каким быть Дереву Церкви. Каким ветвям расти, какие спиливать. То есть, они хотели бы делать то же, что ученики Христа, пока не обрели еще мудрость. Но Иисус сказал им притчу, которая должна бы заставить и экуменистов, и нас воздержаться от суждения, и осуждения, и особенно от насильственных действий:

28 А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» 29 Но он сказал: «нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою». Матфея 13:28-30

Не нам судить и сжигать тех, кого мы считаем сухими ветвями. Я - плохой садовник. Запутался в ветках и отрезал по весне не те две ветки, хорошие. Жена меня правильно ругала. А вы думаете, что экуменические священники, обрети они власть, всегда спилят то, что надо? Не верю я таким "садовникам".

-9

Но я хочу заметить, что начинается такой экуменизм - с сектанства. Чем отличается секта от церкви? Размером? Верованиями? Нет, Церковь - это живое Дерево, растущее во все стороны. Секта - это попытка со стороны определенной группы людей навязать всем одинаковые, как Иисус говорил, "бремена неудобоносимые" и ликвидировать несогласных. По мере расширения возможностей секта начинает насильственные действия по отношению к инакомыслящим и даже "своим", которые не точь-в-точь так мыслят и говорят, как руководство секты.

И чем больше церковь, простите - секта, тем больше у нее влияния, желания и возможностей подавлять. Экуменизм - это лишь попытка самой большой и влиятельной секты (Римской католической) распространить свое влияние на другие секты (или церкви) и постепенно построить их на свой манер. А кто будет дергаться - того не будет. Такая вот простая идея. И она соблазнительна для многих других сект, больших и малых, а особенно - больших.

-10

Надо быть патриотом своих церквей - тогда они будут церквами. Но фанатики превращают церковь любого размера в секту. Это - скрытый экуменизм. Такие экуменисты громче всех кричат против экуменизма, но только позволь им - они сами будут всех "строить", всеми командовать. А если кто не слушает, то...

Вот они, истоки экуменизма - не в живой открытости людей друг ко другу, а в мертвой закрытости. Иисус четко сказал, как узнать - кто Его, а кто не Его. И это - не национальная или церковная принадлежность, не следование за тем или иным административно-бюрократическим центром, не самое "правильное" название секты, ни подборка акцентируемых догматов. А нечто более простое и сложное: любовь.

"По тому узна́ют все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" Иоанна 13:35.

-11

Нам не нужен вавилонский экуменизм, и мы наелись по горло узколобого сектанства. Нам нужно живое Христианство, живое Древо Церкви. Те ветви, на которых мы видим живые плоды любви - привиты в конечном итоге к Лозе, ко Христу. А та ветвь, где не видно любви, но есть сухая доктрина, или обряд, или администраливная структура, или даже все это вместе - засыхает. Она не признает другие ветви, и за это ее отторгает ствол, питающий все дерево.

Но и тогда, когда мы видим сухие ветви, без плодов любви - не будем спешить пилить, рубить, сжигать - это не наше дело. Господь в Свое время соберет урожай и сожжет сухие ветки.

Много еще чего можно сказать по этой теме, но нельзя объять необъятное. Надеюсь, вы, друзья, дополните мое понимание, обогатите меня своим. Но призывы вроде "вне (-поставьте сами название-такой-то) церкви (секты) - нет спасения", прикрытые разными фиговыми листочками, просьба здесь не сеять. Для этого есть много других платформ.