Найти тему
Кубань на колесах

Евгений Мельченко: авторынок России готовится к очередному обвалу

Авторынок России сейчас показывает какие-то непонятные цифры. С одной стороны, немного растёт. С другой стороны, рост этот в сравнении с прошлым карантинным годом — сравнение так себе. Что же ожидает нас в плане количества продаж новых автомобилей в этом и следующем году. Мы решили поинтересоваться у автомобильного эксперта Евгения Мельченко.

На такие вопросы отвечать сложно, — отметил Евгений. — Особенно, если учесть, что выборы на носу. И непонятно, что будет после них. Но некоторые соображения есть уже сейчас. Например, обратите внимание на статистику, которая гласит, что уровень банкротов по кредитам вырос за год в России более чем в два раза. Закредитованность населения бешенная. Автокредит сейчас оформляет примерно 60% покупателей (тут же и лизинг). Что бы не говорил Центробанк, но у дилеров сведения понадёжней. То есть, нам предстоит готовиться к большому количеству отказов по кредитованию из-за высоких рисков. Добавьте туда перенасыщение рынка кредитования. А на кону, напомню, примерно 60% рынка.

Остальные 40% потенциальных потребителей — это и есть нынешний потенциал спроса на автомобили. Но из этой массы кто-то отложит покупку до лучших времён, а кто-то вложит в дорожающую недвижимость, которая в цене точно не упадет, в отличие от авто. Чтобы вода закипела, нужно поджечь под ней огонь. Чтобы забить гвоздь, нужно по нему молотком ударить и так далее. То есть, чтобы что-то свершилось, нужны предпосылки. Для улучшения ситуации на автомобильном рынке — предпосылок нет. А для ухудшения — предпосылок сколько угодно, только успевай пальцы загибать. Начиная с общего падения покупательской способности населения. Причём, падения достаточно ощутимого.

Тут же стоит отметить, что дилеры уже начали готовиться к этому спаду. Дефицит комплектаций и моделей не просто так возник. Лучше заставить клиента подождать пару месяцев своего автомобиля, чем мариновать их на стоянке за дилерскими центрами месяцами. А потом терять деньги, распродавать на зимних акциях после новогодних праздников. И этого никто не скрывает. Некоторые бренды и вовсе убрали с рынка некоторые модели и комплектации. Прибавьте качество нынешнего рынка, где из 140 тысяч проданных за месяц машин, более 30% — это АвтоВАЗ, а ещё 30% — это Kia и Hyundai, которые пачками закупаются в такси и каршеринг. Также прибавьте отсутствие господдержки, которой уже точно не будет. Нет утилизации, госпрограмм кредитования и так далее.

Что сейчас происходит на авторынке — совсем не весело.
Что сейчас происходит на авторынке — совсем не весело.

Вы можете сказать, что опять? Куда уже обваливаться рынку, который и так еле за миллион проданных машин переваливает. Лет 8 назад продавали по 4,5 миллионов в год без проблем. Разница колоссальная. О причинах Евгений выше сказал. И, действительно, никаких предпосылок к тому, что положение на рынке улучшится, пока нет.