7 способов научить ребенка концентрировать внимание

Умение концентрировать внимание - самый основной из базовых навыков. Обучение проходит по методу Бейкера/Брайтмана.

Прежде, чем начать, прошу ознакомиться с общим подходом к обучению: https://zen.yandex.ru/media/id/60e577880509cc125ecd8e11/obuchenie-bytovym-navykam-metod-beikerabraitmana-obscii-princip-60f82f1019b38228408dbd8d

Пример обучения - внизу статьи.

https://psyhologytoday.ru/upload/medialibrary/8c5/8c53835add43b94ec6db8a243f205f25.jpg
https://psyhologytoday.ru/upload/medialibrary/8c5/8c53835add43b94ec6db8a243f205f25.jpg

Какие это способы?

1 способ: Стойте рядом

Прежде, чем начать что-то говорить ребенку, убедитесь, что он слышит и видит вас. Для этого нужно стоять с ним рядом.

2 способ: Лицо взрослого должно быть на уровне глаз ребенка

Ребенок должен видеть лицо взрослого - именно на нем он должен сосредоточиться.

Если ребенок на полу - сядьте на корточки. Если за столом - расположитесь напротив.

3 способ: Зовите по имени

Собственное имя ребенок, скорее всего, поймет. Перед просьбой что-то сделать, позовите его по имени, так он поймет, что вы разговариваете с ним. Пока он не посмотрит на вас, не продолжайте. Зовите по имени снова и снова. Если ребенок все-таки не реагирует, нежно возьмите его за подбородок и аккуратно поверните его лицо к себе, повторив имя и просьбу.

4 способ: Установите зрительный контакт

После того, как вы позвали ребенка и он отреагировал, нужно посмотреть ему в глаза. Важно, чтобы ребенок также смотрел на ваши глаза, а не в пол, например.

Если ребенок на вас не смотрит, мягко возьмите его за подбородок и направьте лицо так, чтобы он смог посмотреть на вас.

5 способ: Подбирайте нужные слова

Пользоваться нужно только теми словами, которые знакомы ребенку. Говорить следует короткими предложениями. Например, вместо "перемена" стоит сказать: "пойдем играть".

6 способ: Будьте постоянными

Используйте одни и те же слова для обозначения предметов, людей, мест. Например, называйте бабушку всегда бабушкой, а не сегодня "бабушка", завтра "бабуля", а послезавтра - "ба".

7 способ: Дополняйте слова жестами

Так ребенку буде легче концентрировать внимание.

Дополнительный способ: игра со стаканчиками

Приготовьте 3 стаканчика, любимое лакомство ребенка небольшого размера (чтобы уместилось под стаканчиком).

Начинать нужно с одного стаканчика. Переверните его вверх дном и спрячьте под ним лакомство.

Скажите ребенку (используя вышеуказанные способы): "Найди орешек (название лакомства)!". Помогите ребенку поднять стаканчик и забрать приз. Пусть он его съест.

Повторите манипуляции со стаканчиком, но теперь подвигайте им по столу. Пусть ребенок снова найдет лакомство (помогите, если это нужно).

Когда ребенок научится находить приз самостоятельно, можно переходить к двум стаканчикам. Спрячьте лакомство под одним и подвигайте им (пустой стаканчик двигать не надо). Когда ребенок справиться с такой ситуацией - поменяйте стаканчики. Усложняйте игру, двигая стаканчик с разными скоростью или временем. Ребенок не должен гадать, цель - отследить стаканчик с призом. Если не справляется - упрощайте задачу.

Затем переходите к трем стаканчикам. Поначалу двигайте только стаканчик с призом, затем - два (сначала медленно, потом - ускоряясь), после этого - три.

После того, как ребенок усвоит правила, можно дать роль ведущего ему. Вы будете угадывать. Мотивируйте ребенка, бурно радуясь найденному призу.

Заниматься нужно не более 10 минут.

Пример обучения навыку

Мама безуспешно пыталась научить сына пить из кружки. Но ребенок никогда не сосредотачивался на задании, вместо этого рассматривал комнату, не реагировал на призывы, лез в чашку и т.д.

Мама поняла, что без обучения сына навыку концентрации внимания невозможно учить чему-либо вообще.

Она решила начать обучение сына с навыка смотреть на нее, когда она говорит.

Она определила время занятий (по 5 минут ежедневно, в период, когда остальные дети вне дома) и место (кухонный стол). Организовала среду: перед занятием убрала со стола все стоящие на нем предметы, чтобы не отвлекали ребенка, поставила стулья рядом друг с другом. Подготовила поощрение (любимое лакомство сына).

В начале занятий мама привела сына, усадила на стул, дала лакомство и похвалила: "Молодец, ты сел!". Она попросила ребенка посмотреть на нее, но он не отреагировал. Попросила снова. Но ребенок, вместо просьбы, встал со стула и начал ходить по кухне. Когда он проходил мимо стола, мама встала, привела его обратно, попросила сесть и помогла ему. Сразу же дала лакомство и поощрила: "Умница, ты сел!".

Женщина подвинулась ближе к ребенку, наклонилась так, чтобы их глаза оказались на одном уровне. Она взяла лакомство, поднесла его к своему лицу и попросила сына посмотреть на нее. При этом направила его голову так, чтобы он мог увидеть лакомство. Как только ребенок посмотрел на приз, мама сразу положила его сыну в рот, похвалив при этом. Первое занятие закончилось.

Мама продолжала занятия каждый день. Постепенно она направляла голову ребенка с меньшим усилием. Через достаточно долгое количество дней, ребенок смог смотреть на маму без физической помощи. После этого женщина стала стараться удерживать внимание сына чуть дольше - оттягивала момент вручение лакомства.

Так, мама научила ребенка смотреть на нее, когда она его зовет и смогла продолжать обучение другим навыкам.

Пробуйте, и у вас получится со временем. Главное, не сдаваться.