Солдаты удачи, псы войны, дикие гуси. Такими, и не только такими эпитетами называют людей, которые посвятили себя военному ремеслу. Которые преданы не воинской присяге, флагу или стране, а звонкой монете и нанимателю. Наемники. История кровавого бизнеса.
Наемники и ЧВК
Наемник – это человек, принимающий участие в военном конфликте, нанятый одной из сторон, и преследующий личную выгоду.
В последнее время в СМИ часто проходят упоминания частных военных компаний. И по логике вещей ЧВК и наемники – вроде как одно и тоже. Или не совсем? Цели и у наемников (групп наемников) и у ЧВК одни и те же. Но вот способы и юридические стороны несколько разные. Если наемник – это человек, заключивший контракт с иностранным государством и на период контракта является, по сути, военнослужащим этого государства (с определенными отличиями, например, вопрос формы, денежных выплат, а также различных социальных прав у наемников и военнослужащих, набранных из собственного населения несколько разные). То оператор (сотрудник) ЧВК – это именно сотрудник компании, служащий и подчиняющийся непосредственно начальству.
Грубо говоря современные ЧВК – это следующий эволюционный шаг наемничества. В правовой и организационной сфере.
Стоит при этом отметить, что сейчас, на наших глазах (если читать новости), активно используются как наемники, так и ЧВК. Но об этом чуть позже. Для полноты понимания необходимо в более полной мере изучить историю становления данного движения. Ранее мы уже рассмотрели становление данного движения, и нет причин на этом останавливаться.
Второй этап. Упадок и восход.
Начало второго этапа обусловлено практически полным упадком института наемничества. Начиная с конца 19-го и почти до середины 20-го века наемники практически не применяются в военных конфликтах. Как ни странно, причиной этому стали две наиболее крупные войны в истории человечества. Так как что первая мировая, что и вторая мировая войны велись армиями, крупными регулярными армиями и носили глобальный характер, то использование наемничества было не рентабельно. Да и практически все страны в той или иной степени и так участвовали в военных конфликтах, и потому нанимать было особо не из кого.
Однако, спустя всего несколько лет после окончания второй мировой войны, когда мировая экономика начала оправляться от прошедших потрясений, а многие профессиональные военные оказались не востребованы в поствоенном мире роль наемничества вновь начала расти.
К таковым относились, в первую очередь, отставные немецкие офицеры, которые после падения рейхстага, избежали наказания.
Наиболее ярким примером применения наемников, после долгого периода «невостребованности» можно считать гражданскую войну в Конго. В силу дестабилизации внутренней обстановки, потери над ней контроля центральным правительством, которое возглавлял Патрис Лумумба, многие провинции страны начали заявлять о своей независимости. Самая богатая провинция страны – Катанга, возглавляемая Моизом Чомбе начала вести активные боевые действия простив сил Лумумбы. Учитывая богатые залежи меди и урана в провинции, Моиз смог привлечь на свою сторону большое количество наемников. Одним из них был и не безызвестный Боб Динар. «Король наемников».
На помощь официальному правительству Конго пришел Советский Союз. Помимо вооружения и военной техники в африканскую страну были также направлены военные советники и отряд кубинского революционера Эрнеста Че Гевары. Так, Конго стала первой страной – жертвой прокси-войн. Так как западным странам, в особенности США, у которых в тот период шла «холодная война» с СССР появление в Центральной Африке социалистического государства было не выгодно, то как за счет политического давления, так и за счет огромных капиталовложений в финансирование наемных войск, советский контингент был вынужден покинуть Конго.
Данный пример является не только венцом окончания второго этапа истории наемничества, но и его концом. Именно в Конго наемники выступили в первую очередь геополитической силой, позволяющей, в рамках холодной войны вести противостояние между США и СССР, избегая при этом прямого конфликта. Более того именно тогда наемнические объединения начали напрямую взаимодействовать с западными спецслужбами.
Третий этап. Рождение ЧВК
Первая официальная ЧВК появилась в Великобритании. Полковники британской армии в отставке, создавший и возглавлявший спецподразделение SAS, Дэвид Стерлинг в 1967 году зарегистрировал первую Частную военную компанию. «Watchguard International». Деятельность компании была направлена на обучение и подготовку вооруженных сил стран Африки и Ближнего Востока.
Британские ЧВК успели, также засветиться в гражданской войне в Анголе. Компания «Security advisory services» проводила вербовку, снаряжение, обучение и отправку граждан Западной Европы в качестве наемников для участия в Ангольском конфликте. Впрочем, именно в Анголе Кубинские войска взяли реванш за Конго и сумели разбить наемнические формирования.
Холодная война, и последовавший за ней распад СССР привели к появлению большого числа как внутренних военных конфликтов, так и большого количества военных специалистов, оказавшихся «не у дел». В то же время довольно богатая практика США по развязыванию внутренних конфликтов и революционных движений в различных странах создала плодородную почву для развития индустрии частных военных компаний.
Основная деятельность ЧВК направлена на подготовку военных кадров в государствах с нестабильной внутренней обстановкой, охраной нефтяных и газовых вышек и других объектов, где есть необходимость в вооруженной охране, но присутствие армии невозможно по различным причинам (например, политическим).
Так же ЧВК часто используются для охраны как предпринимателей, так и официальных лиц, по той или иной причине находящихся в странах с нестабильной обстановкой. Примером тому может быть применение операторов американской ЧВК «Black Water» для охраны посольства США в Ливии в 2012 году.
ЧВК и наемники в наши дни
Стоит отметить, что, в отличии от наемников, деятельность ЧВК так или иначе регламентирована номами международного права, в то время как наемники этими нормами вполне могут пренебречь.
Вплоть до недавнего времени считалось, что ЧВК окончательно вытеснили обычных наемников. Однако, в последнее время, в ходе прокси-войны в Ливии все чаще и все больше применяются именно наемные формирования. Так, Турция поставляет Сирийских боевиков (вполне вероятно, что и боевиков ИГИЛ, укрывающихся от правосудия) в Ливию. При этом боевикам обещается, впоследствии, предоставление турецкого гражданства. Правда, по словам некоторых протурецких наемников, пока никто еще гражданства не получил.
Впрочем, деятельность Турции в Ливии, турецкие амбиции и военная агрессия заслуживают уже отдельной статьи.
Что же касается России? Многие обвиняют Россию в деятельности ЧВК «Вагнер». Однако, согласно российском законодательству, в России наемничество запрещено. Как и создание ЧВК. Более того, ЧВК не может принадлежать какому-то государству. Тут быстрее вопрос в том, выходцами из какой страны укомплектована (по большей части), и кем основана данная компания. Более того, одним из лозунгов наемничества, перешедшим, впоследствии в ЧВК был лозунг «militare les frontiers», что переводится как «армия без границ». Таким образом сложно назвать принадлежность какой-либо ЧВК к какой-то конкретной стране.
Так, например, ЧВК «Black Water» всегда считалась американской. Однако, в силу определенных юридических издержек, была расформирована. Но, спустя некоторое время появляется ЧВК «Academy». Состав которой на 100% идентичен «Black Water». Руководящий состав – тот же. Но, теперь главный офис в Китае. И они теперь ЧВК американские? Или Китайские? Сложно сказать.
Оригинал статьи: https://in4press.com/2020/05/30/%d0%bf%d1%81%d1%8b-%d0%b2%d0%be%d0%b9%d0%bd%d1%8b-%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%8f-%d0%b2%d0%be%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%bd%d0%b0%d0%b5%d0%bc%d0%bd%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81-2/