6,4K подписчиков

Драма «Сорок первый» — рецензия 1956 года

4,1K прочитали

Замечательная повесть Бориса Лавренёва была написана в далёком 1924 году и вскоре была экранизирована Я. Протозановым. Новая (на этот раз звуковая и в цвете) попытка была предпринята на "Мосфильме" уже в середине 1950-х, в самом начале "оттепели" - переломной и плодотворной для отечественного кино эпохи. Кинематографисты вдруг получили возможность показать Гражданскую войну без плакатности и того однозначно романтического флёра, который преобладал в революционно-историческом жанре до (и ещё долго после). В итоге сценаристу Г. Колтунову и режиссёру Г. Чухраю удалось в полной мере выразить трагедию двух влюблённых из двух враждебных друг другу лагерей (почти что Монтекки и Капулетти), таким образом показав трагизм того времени в целом, к чему вероятно стремился и сам писатель. Хотя вряд ли многие в 1950-е годы это понимали. Тем интереснее взглянуть на реакцию обычного советского зрителя (не профессионального кинокритика или идеолога), посмотревшего картину вскоре после премьеры - в ноябре 1956 года.

Представленный далее отзыв был опубликован в областной газете "Советский Сахалин".

Киноплакат к фильму «Сорок первый», 1956 год / Художник Б. Царёв
Киноплакат к фильму «Сорок первый», 1956 год / Художник Б. Царёв
Новелла Бориса Лавренёва «Сорок первый» принадлежит к числу литературных произведений, обладающих счастливым достоинством вечно волновать и радовать человеческие сердца.
Содержание этого талантливого рассказа — любовь девушки-красноармейки Марютки к белому офицеру. На первый взгляд это просто узко личная, интимная драма. И, конечно, такой сюжет на экране легко было утопить в мелодраматических, любовных переживаниях, «объяснениях».
Но режиссёр Чухрай, сценарист Колтунов и оператор Урусевский умно и последовательно развёртывают события фильма, раскрывая большую красоту простых людей. Именно поэтому фильм выглядит глубоко правдивым, реалистичным.
Зритель с большим вниманием следит за развитием действия. С первых же кадров фильм увлекает своей остротой. Он открывается фразой, уводящей нас в прошлое: «Это время ушло от нас, и навсегда осталось с нами». Чувствуется, что сейчас перед тобой развернётся что-то большое.
Киноплакат к фильму «Сорок первый» 1956 года / Художник М. Хазановский
Киноплакат к фильму «Сорок первый» 1956 года / Художник М. Хазановский
...Измученный отряд упрямо и стойко бредёт по страшным пескам Приаралья. Вот они, герои фильма — люди в потёртых шинелях. В фильме смело, без всякой идеализации, показаны образы Марютки и её товарищей, но это ни в коей степени не снижает их истинно героического облика.
В фильме много острых, волнующих эпизодов. Вот изнемогающий от жажды и усталости отряд остановился на ночевку. Красноармеец Чупилко, выставленный на пост, не совладал с собой и уснул. А в это время угнали у отряда единственную надежду на спасение — верблюдов, которых накануне красноармейцам удалось отбить в смертельной схватке с врагом. Чупилко готов понести заслуженное наказание и стойко выдерживает осуждение товарищей.
Истерзанный мукой перехода по пескам, заросший бородой комиссар отряда Евсюков (один из самых глубоких образов, созданный артистом Н. Крючковым) сразу же привлекает к себе симпатии зрителя. Особенно примечательна сцена, когда он делится с провинившимся Чупилко последним куском хлеба.
Киноплакат к фильму «Сорок первый», 1956 год
Киноплакат к фильму «Сорок первый», 1956 год
С волнением и сердечной теплотой следим мы за Марюткой — героиней фильма (её играет И. Извицкая). Она на первый взгляд неказиста: в стёганых ватных штанах, в грубых сапожищах. Но образ бойца Марютки привлекает именно контрастом между внешней её грубоватостью и внутренним душевным богатством.
Любовь Марютки к поручику раскрывает многогранность и чистоту этой натуры. Не только внешняя красота синеглазого поручика тронула её. Ведь в иные минуты — это далекий от всякой злобы, умеющий и любить, и мечтать молодой человек. Но у него свои взгляды на жизнь и события, разворачивающиеся вокруг него. И когда наступает решительный момент для выбора, поручик обнаруживает свою приверженность к старому. Это и привело его к гибели, ибо побеждают в этой схватке двух миров те, кто в борьбе отстаивает счастье всего народа.
Киноплакат к фильму «Сорок первый» 1956 года / Художник Б. Зеленский
Киноплакат к фильму «Сорок первый» 1956 года / Художник Б. Зеленский
В одном из эпизодов показано, как Марютка стремится в стихах рассказать о пережитом, как, преодолев все трудности и потеряв в песках многих товарищей, горсточка людей приходит к цели.
От попытки малограмотной Марютки выразить «стихом» героику революции до смертельной схватки крошечного отряда с жестокой стихией пустыни — всё говорит в фильме о героической устремленности этих людей «вперёд и выше», помогает нам увидеть наш народ во всём его величии и духовной мощи.
В. АРИСТАРХОВ.
г. Южно-Сахалинск.

OCR и подготовка текста - Albert Magnus специально для kin0guru

А Вы читали повесть Лавренёва? Давно ли смотрели этот фильм и какое сейчас у Вас к нему отношение?

#кинорецензии из старых газет #kin0guru