Психология кризисных ситуаций (23)

Что же делать с детским горем и на что обращать внимание?

1. Нельзя скрывать от ребенка факт смерти. Следует говорить о смерти без метафор, использовать именно слово "умер", чтобы не табуировать смерть и все с ней связанное. Да, человек умер. Когда человек умирает, его тело перестает работать.

2. Стоит ли брать ребенка с собой на похороны? Ответ однозначно "да". Как мы уже отмечали ранее, дети старше 2 лет уже начинают осознавать происходящее, подозревать о наличии необратимости в каких-то событиях. Следует позаботиться о том, чтобы рядом с ребенком на похоронах был вменяемый взрослый (то есть не в шоке, не в острой стадии горя, не в отчаянии). С ребенком его сопровождающий должен быть в тактильном контакте, а также ребенок должен иметь представление о том, что похороны - это ритуал, что все специально собираются, чтобы попрощаться и поплакать.

3. Если нет возможности ребенку быть на похоронах, то надо организовать для него прощание с умершим. Прощание может быть как реальным, так и инсценированным, проигранным как специальное мероприятие. Прощание можно нарисовать или написать как историю, сказку. Ребенок должен быть включен в семейную систему, участвовать в событиях, связанных со смертью близкого. Иначе, если не будет объяснений, не будет включения ребенка в общую реальность,  будет разливаться большая тревога. Быть в изоляции для ребенка гораздо хуже печальных событий как таковых.

"Родители молчат. Они и не заметили, что Тая задержалась в коридоре. Она бежит к себе в комнату, и в голове бьется: "Что-то не так, что-то не так!.."

Тая садится на кровати, обхватив себя руками так же, как в коридоре. Но ни теплей, ни спокойней ей не становится.

Что с дедушкой? Что такое "все", которое "так плохо"? И почему они замолчали, хотя оба были очень взволнованы? Это не из-за Таи, ведь они не знали, что она стоит в коридоре. Родители даже между собой чего-то не договаривают.

Острое чувство тоски охватило Таю. Она уже не была отважным пограничником, который защищает страну от бед. Что-то тревожное и непонятное нависло над ее маленькой страной, и сделать ничего нельзя. Как будто огромное мрачное "очень плохо" поглотило все спокойствие на земле." (Наталья Савушкина. Царское дело).

Что же делать с детским горем и на что обращать внимание? 1. Нельзя скрывать от ребенка факт смерти.

4. Создание альбома памяти об ушедшем может помочь ребенку переживать утрату. Для этого собираются фотографии. Лучше, если помогать будет вся семья, чтобы это была совместная деятельность, но при этом важно делать акцент, что все-таки это альбом, который принадлежит конкретно ребенку. К альбому памяти ребенок может обратиться, когда будет в печали, затоскует, это его образ умершего, воплощенный в реальную вещь (эта вещественность - отличие от образа умершего, который формирует взрослый в своем внутреннем мире).

"То, что Хагрид вытащил из кармана, было похоже на книгу в красивом кожаном переплете. Гарри с интересом раскрыл ее. Книга оказалась альбомом для фотографий. С каждой страницы ему улыбались и махали руками его родители.

— Я вчера весь день сов посылал ко всем, с кем твои родители в школе дружили... да и после нее тоже, — пояснил Хагрид. — Чтоб фотографий прислали, потому как нету тебя ни одной... Ну что, нравится тебе?

Гарри не смог ничего ответить, но Хагрид понял его и без слов." (Джоан Роулинг. Гарри Поттер и Философский камень).

Что же делать с детским горем и на что обращать внимание? 1. Нельзя скрывать от ребенка факт смерти.-2