Психология кризисных ситуаций (21)

Психотерапевтические задачи, на которых необходимо сфокусироваться при работе с горем (согласно модели работы с горем, разработанной Вильямом Ворденом).

3. Третья задача - перестроить идентичность и отношения с миром. Выполнение этой задачи  увязывается с прохождением стадий депрессии и реорганизации. Человек уже начинает обращаться к внешнему миру. Ему необходимо помочь осознать, что же он потерял. Это не такой простой вопрос, как может показаться. Важно сфокусироваться на том, какие роли в жизни клиента играл ушедший. Горюющий должен признать и осознать, что же именно потеряно. Успешно справиться для третьей задачи означает переформулировать последствия потери, и это в дальнейшем сможет стать зоной роста. Там,  где в душе зияла дыра, появляются новые смыслы и отношения. Отношения, причем, меняются и с самим собой.

Michael Cheval - Moon Godess. Михаил Хохлачев - Лунная богиня.
Michael Cheval - Moon Godess. Михаил Хохлачев - Лунная богиня.

4. Четвертая задача - перенести энергию с потери на другие элементы жизни. Очень часто на последнем этапе процесс горевания может остановиться, то есть человек начнет бояться вступать в новые эмоционально значимые отношения. Это именно тот момент, который важно проработать в процессе терапии. Психолог будет строить свою работу для решения четвертой задачи, опираясь на техники работы с интроекцией.

Интрое́кция (от лат. intro — внутрь и лат. iacio — бросаю, кладу) — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психоаналитиком Шандором Ференци. Очень много с интроекцией работает гештальт-терапия.

Откуда же взялось убеждение, что "привязываться - больно", "лучше быть в стороне, тогда меньше горе, если потеряешь близкого"? Разбираться с подобными убеждениями, индуцированными внутрь в слепленном, целом виде, следует через дробление. Установка делится на кусочки, все более мелкие, их необходимо высветить,  рассмотреть и решить, стоит ли сохранять убеждение в том виде, в котором оно хранится во внутренней реальности. Что-то из усвоенного могло иметь какие-то резоны в прошлом, но в настоящем это может мешать и сковывать движение вперед. Клиент может задавать такие вопросы, как "А вдруг все повторится?", "Как же я снова переживу, если кто-то умрет?", "Да зачем мне новые отношения, уже хватит". Это очень глубокие, экзистенциальные переживания, которые ведут нас к вопросу о смысле отношений в целом. Но ведь изменения, в том числе и самые тяжкие, постоянно происходят. Мало того, в жизни прекратить отношения может захотеть и сам клиент, что он наверняка делал раньше. Этот момент обычно упускается горюющим из виду.

Истинное принятие и полное проживание горя состоит в том, что со смертью близкого жизнь не теряет смысл, а обретает новый.

"Интроекция же состоит из материала — способа поведения, чувствования, оценки, который вы приняли в свою систему поведения, но не ассимилировали таким образом, чтобы это стаю частью вашего организма, вы приняли это в себя посредством насильственной (а следовательно, ложной) идентификации, так — хотя теперь вы будете сопротивляться его изъятию, — будто это нечто вам дорогое, но в действительности это чужое тело.

Человек — и как организм, и как личность — растет, ассимилируя новый материал. Сравнение обретения привычек, отношений, верований и идеалов с процессом принятия физической пищи поначалу может показаться слишком грубой аналогией. но чем больше мы всматриваемся в детали каждого из этих процессов, тем больше понимаем их функциональное сходство.

Когда физическая пища соответствующим образом переварена и ассимилирована, она становится частью организма; однако пища, которая «ложится камнем на желудок», — это интроект. Вы осознаете, чувствуете это и хотите освободиться от нее. Если вы это делаете, то выбрасываете ее из «своей системы». Предположим, однако, что вы подавляете свой дискомфорт, тошноту и желание изрыгнуть пищу. Тогда вы «держите ее внутри», и в конце концов вам либо удается, хоть и не без боли, переварить ее, либо она начинает вас отравлять.

Если это не физическая пища, а понятия, «факты» или стандарты поведения, ситуация аналогична. Теория, которой вы овладели, «переварена» в деталях, так что вы сделали ее своей и можете пользоваться ею гибко и эффективно, потому что она стала вашей «второй натурой». Но «урок», который вы проглотили целиком, без понимания, просто доверяя мнению, «авторитетов», и применяете теперь «как будто» это ваше, представляет собой интроект. Хотя вы подавили первоначальное замешательство, когда это насильно в вас впихивалось, вы не можете реально использовать это знание, потому что оно не стало вашим; в той мере, в какой вы загрузили свою личность проглоченными кусками того и другого, вы ослабили способность думать и действовать «от себя», по-своему." (Фредерик Перлз, Пауль Гудмен, Ральф Хефферлин. Практикум по гештальт-терапии).

Алиса, Лев и Единорог. Иллюстрация сэра Джона Тенниела.
Алиса, Лев и Единорог. Иллюстрация сэра Джона Тенниела.