Привет, это "Духовный кухонный клуб ночи", проще говоря - "ДККН". Передача о поэзии, литературе, искусстве, пожалуй, обо всём на свете.
Мы во второй раз выходим в эфир и на сей раз рассказываем историю двух эмигрантов, которые добавили капельку (а может и целый литр) поэтичности в русский рэп. Oxxxymiron, Schokk, их двухлетняя история.
Революционеры
Сейчас, во времена быстрого интернета, мы - истинные ценители рэпа русского и забугорного, спокойно можем взглянуть на историю сего жанра. Начало нулевых, как правило, ассоциируется с именами Децла, "Касты" и "Центра". Всё просто, понятно и без лишних заумных текстов. Децл - направлен на более младших, а "Каста" - на более старших. Поэзией тут отнюдь не пахло, но спрос был. Никому не надо было двигаться, ведь вся тогдашняя рэп-индустрия нашла удобную для себя зону комфорта.
"Ну, а что? Ротации на радио и по ящику - есть, деньги - тоже. Какой смысл творить, пробовать, открывать нечто новое для слушателя?" - Так, вероятно думало большинство продюсеров. Никто тогда ещё не знал, что на вершине, неожиданно окажутся двое иммигрантов, которые на два года затмят абсолютно всех.
Schokk и Oxxxymiron стали своего рода революционерами для русского рэпа. Они появились в очень смутное время для поэзии. Вместе с Егором Летовым погибает единственный оплот поэтичности в музыке - русский рок, сетевые поэты ещё не успевают появится, а последние оставшиеся творцы публикуются в непопулярных "толстых" лит. журналах. Поэзия в замороженном статусе и отсутствие бриллиантов в отечественном хип-хопе - делают Schokk'а и Oxxxymiron'а настоящим достоянием для слушателя. И это становится первой и наиважнейшей причиной их популярности.
Апогей слога в русском рэпе
Бесконечно долго можно смотреть на огонь, воду и то, как пытаются найти кого-то изобретательнее, самобытнее, интереснее в нашем хип-хопе в начале десятых, чем эти двое ребят. Величие Schokk'а и Oxxxymiron'а - подобно Серебряному веку, когда буквально за несколько лет поэзия достигла своего апогея. Маяковский, Гумилёв, Есенин, Мандельштам, Блок и уйма других поэтов появились в один и тот же период, сделав нам подарок в виде главной поэтической эпохи. Ровно так-же произошло в рэп-индустрии тогда.
Внизу три потрясающих довода моим словам:
- "То густо, то пусто" - «Я нашел брата по разуму, а ты сестёр по глупости!»
- "Васко да Гама" - «Реперы грезят и бредят виллами на воде, но это написано только вилами по воде»
- "Жук в муравейнике" - «Но если ты с голода полез в мой дом, то смотри! Я не жадный я кормлю своих врагов до смерти!»
Я бы мог написать 900-страничную монографию, в которой разбирал бы каждую метафору, каждый панч от них. Ведь, особенной изюминкой было как раз - меткое и острое замечание в сторону всех остальных представителей хип-хопа от России. Их в буквальном смысле ненавидели все.
Оба видели разительное отличие между нашим рэпом и зарубежным. Оба видели очевидную деградацию. Оба пытались совершить переворот и стоит признать, у них это почти получилось. Всё кончилось откровенно - печально. Впрочем, вы и сами всё знаете. Нет смысла в сотый раз писать кто прав, а кто тут виноват. Факт остаётся фактом: двое иммигрантов добавили в рэп поэзию, вдохновили на нечто подобное тысячи слушателей, но по-итогу проиграли в своей-же войне. Грустно.