Любви все возрасты покорны

113 прочитали
Картинка взята из общего доступа в сети интернет
Картинка взята из общего доступа в сети интернет

Светлана Петровна проснулась рано, еще не было и семи часов. Соседка по комнате – Лидия Сергеевна еще спала. Она любила поспать подольше и всегда сердилась на Светлану Петровну, когда та, проснувшись, шуршала пакетами, перебирая вещи, или слишком шумно перелистывала страницы книги или журнала. Светлана Петровна была человеком не конфликтным и старалась не раздражать соседку: кто знает, может быть ей придется жить с ней в одной комнате до самой смерти.

Начинался обычный день в доме-интернате для престарелых.

Каждый день был похож на другой. Завтрак, обед и ужин, прием лекарств, посиделки у телевизора в комнате отдыха, прогулки по территории дома-интерната, все размеренно, по распорядку.

Светлана Петровна лежала и думала, как убить время до завтрака. Потихоньку, чтобы не разбудить Лидию Сергеевну достала из тумбочки альбом с фотографиями. Вот она с мамой и отцом, ей на фотографии чуть больше двух лет, отец в военной форме, он был офицером. Из рассказов мамы она знала, что отец был командирован в одну из африканских стран и не вернулся, обстоятельства его гибели неизвестны. Эта фотография - единственная память о нем.

А эта фотография напомнила ей школьные годы, выпускной бал и ее первую любовь. Они с Костей жили по соседству, вместе ходили в школу, сидели за одной партой и мечтали о том, что после школы будут вместе. Но жизнь распорядилась иначе, после школы Светлана Петровна пошла работать на завод, заочно училась в политехническом институте, а Костю призвали в армию и отправили служить в морфлот. Со старой фотографии на Светлану Петровну смотрел улыбающийся Костя в бескозырке. Они переписывались, Костя мечтал о продолжении морской службы, Светлане Петровне нравилось работать на заводе, она хотела стать инженером. Три года пролетели незаметно, Костина служба закончилась, и он должен был вернуться домой. Светлана Петровна считала дни до Костиной демобилизации, но вместо Кости пришло письмо: в нем он сообщал ей, что остался на сверхсрочную службу и звал ее к себе. Переезд из родного города не входил в планы Светланы Петровны. У её мамы было слабое здоровье, и она не могла ее оставить одну, ей нравилась её работа, да и учебу она бросать не хотела. Вот так и разошлись их пути-дорожки. Следующая фотография – ее свадьба с Андреем. Потеряв надежду на возвращение Кости, по совету мамы она приняла ухаживания коллеги по работе. С Андреем они прожили десять лет и развелись. Мамино «стерпится – слюбится» в их браке не сработало. Дальше в альбоме только фотографии их с Андреем сына Никиты. После развода с Андреем она полностью посвятила себя воспитанию сына. Жили они в небольшой двухкомнатной квартире. Никита рос болезненным ребенком, и много бессонных ночей провела Светлана Петровна у его постели. Денег не хватало. Светлана Петровна старалась каждое лето вывозить Никиту на море, для этого она постоянно подрабатывала. Учеба Никите давалась сложно, приходилось оплачивать репетиторов. Андрей платил алименты на сына, но их едва хватало, чтобы оплачивать коммунальные услуги. Она хотела, чтобы после окончания школы Никита поступил учиться в университет и получил высшее образование, но за обучение нужно было платить. Рассчитывать на постороннюю помощь не приходилось и подруга посоветовала взять в банке образовательный кредит, по условиям которого Никита после окончания обучения будет сам погашать задолженность по кредиту. Светлана Петровна не хотела обременять сына долгами и устроилась еще на одну работу.

Вот фотография Никиты с дипломом в руках, в кругу одногруппников, рядом с ним Зоя, его жена, они поженились на втором курсе университета. Светлана Петровна была не в восторге от его выбора, отношения с невесткой сразу не сложились. После свадьбы по настоянию Зои она переехала из большой комнаты в маленькую, а Никита с женой заняли большую комнату. Ссылаясь на занятость в университете, они практически ничего не делали по дому. Светлане Петровне, работая на двух работах, приходилось выполнять и всю домашнюю работу, но ради сына она была готова на все.

Перелистнув альбомную страницу, Светлана Петровна остановилась на следующей фотографии, на ней она с внуками. Два сорванца, которые родились один за другим после окончания Никитой и Зоей университета.

После получения диплома сын устроился на работу, но его зарплата была небольшая, и Светлана Петровна, несмотря на то, что уже была на пенсии, продолжала работать.

Почему же она оказалась в доме-интернате, что она делала не так, что ей не нашлось места в семье сына? Она хорошо помнит тот день, когда ей вдруг стало плохо на работе: резко повысилось давление, язык стал как вата, руки и ноги перестали слушаться и она потеряла сознание. В больнице она пролежала больше месяца, после инсульта ей нужна была реабилитация и уход, вот здесь и встал вопрос, а кто будет ухаживать? Зоя, несмотря на то, что она не работала, категорически отказалась ухаживать за свекровью. Ей хватало забот о детях, а Никита был постоянно на работе. Известно, что после инсульта эффективность восстановления значительно повышается, если больной активно реабилитируется. Зачастую таким больным нужны лечебная физкультура, массаж, занятия с логопедом и др. Светлана Петровна без посторонней помощи не могла получить эти услуги, а помощь от родных сводилась к покупке лекарств. Все чаще от невестки она слышала в свой адрес упреки, что она обуза, мешает сыну нормально жить. Зоя убеждала мужа, что мать нужно поместить в дом-интернат. Квартира у них маленькая, дети растут, а матери – инвалиду нужен специальный уход, который профессионально обеспечат в доме-интернате. Вот так она и попала в дом-интернат. Конечно, сын обещал ей, что ее пребывание в доме-интернате будет не долгим, он возьмет ипотеку и купит для нее маленькую квартирку, но она понимала, что это навряд ли осуществится.

Поначалу Светлана Петровна думала, что таких, как она в доме-интернате считанные единицы, что в основном там живут одинокие старики. Пожив немного, она убедилась, что большинство проживающих в доме-интернате имеют детей, которые не захотели взвалить на себя бремя ухода за престарелыми родителями, ссылаясь на занятость на работе, жилищные проблемы, слабое здоровье и т.д. Всего в доме-интернате проживало 200 человек и у каждого была своя история. У ее соседки Лидии Сергеевны - сын известный артист, она очень гордится им, он часто уезжает на гастроли и не может обеспечить матери должный уход.

Картинка взята из общего доступа в сети интернет
Картинка взята из общего доступа в сети интернет

В соседней комнате живет бывший автомеханик, его сын крупный чиновник, занимающий ответственный пост, и времени на отца не остается совсем. Есть среди проживающих и многодетная мать, у нее пятеро детей и у каждого из них свои причины не брать мать к себе, а ее соседку по комнате рано утром сотрудники дома-интерната обнаружили на крыльце дома-интерната с узелком в руках, в котором были только документы. Были и такие случаи, когда дети помещали своих родителей временно, на период отпуска или длительных командировок, а потом «забывали» их забрать обратно. И в других комнатах проживают старики, которые, как и Светлана Петровна пожертвовали всем ради своих детей, но на старости лет стали им на нужны. Конечно, среди проживающих в доме–интернате есть и одинокие. В одной из комнат живет бывший прокурор, его жена умерла, а детей у них не было, после второго инсульта его из больницы привезли сюда. Его соседом по комнате был известный художник, картины которого выставлялись на международных выставках. В комнате напротив живет супружеская пара, их единственный сын погиб в Афганистане, и, когда они не смогли ухаживать за собой, попросились в дом-интернат. Рядом с ними в комнате живет еще одна супружеская пара, они нашли друг друга в доме-интернате, им обоим чуть больше 80 лет, одинокие. Администрация учреждения выделила им после регистрации брака отдельную комнату. Кирилл Сергеевич офицер, служил на флоте, Наталья Наумовна работала в школе учителем начальных классов.

Никита навещал мать в доме-интернате, как правило приходил в день получения ею пенсии. За содержание в доме-интернате все проживающие платят 75 процентов пенсии, остальное остается на личные нужды.

У Светланы Петровны была неплохая пенсия, чуть больше 20 тысяч рублей. Все, что у нее оставалось, она отдавала сыну, она все еще хотела быть ему полезной. В доме-интернате она прошла курс реабилитации, она стала передвигаться с помощью трости и речь ее потихоньку восстановилась. Несмотря на хорошее содержание в доме-интернате и уход, она скучала по своему дому, внукам, как и многие проживающие в доме-интернате, она хотела дожить отпущенное ей время в своей квартире, в кругу своих родных.

Нужно сказать, что день получения проживающими в доме-интернате пенсии – это особенный день: родственники навещали стариков, а те зачастую отдавали им последнее, что остается от пенсии. Сегодня как раз был такой день, после обеда в ожидании сына Светлана Петровна медленно, опираясь на трость прохаживалась по аллее, ведущей к воротам дома-интерната, но Никиты все не было. В глубине аллеи на скамейке сидели двое пожилых мужчин и оживленно о чем-то беседовали. В одном из них она узнала Кирилла Сергеевича, к нему сегодня должен был приехать сослуживец и, вероятно, это он и был. Время посещений подходило к концу, не дождавшись сына Светлана Петровна, постояв немного у ворот, решила вернуться к себе в комнату. На встречу ей по аллее шел сослуживец Кирилла Сергеевича. Их взгляды встретились, и они узнали друг друга. Это был Костя, ее первая и единственная любовь. Волна чувств захлестнула их обоих, они стояли, обнявшись, не в силах оторваться друг от друга. Со дня последней их встречи прошло более сорока лет, а как будто это было вчера. Судьба их сложилась по-разному. Костя служил на флоте, ушел в отставку в звании капитана второго ранга. Его семейная жизнь так и не сложилась, его семьей была команда корабля, на котором он служил. Конечно в его жизни были женщины, но ни одна из них не могла занять место Светланы Петровны в его сердце. Встретившись вновь со Светланой Петровной, он не захотел больше отпускать ее от себя.

Костя приходил к ней в дом-интернат каждый день, приносил цветы, подарки. Она ждала Костю, с его появлением Светлана Петровна чувствовала себя помолодевшей на двадцать лет. При очередной встрече он достал из кармана заветную коробочку, которую хранил более сорока лет, в ней было простенькое колечко с бирюзой: он купил его в те далекие годы для нее, но так и не подарил.

Светлана Петровна несмотря на протест сына ушла из дома-интерната. Вместе с Костей они начали новую жизнь, они жили друг для друга, пытаясь наверстать то, чего они были лишены долгое время.

Тысячи граждан пожилого возраста проживают в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и др.). В соответствии с Федеральным законом №442-ФЗ от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» стационарное социальное обслуживание предоставляется гражданам, признанным нуждающимися в таком обслуживании.

Гражданин может быть признан нуждающимся в стационарном социальном обслуживании при наличии обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности гражданина, к ним относятся: полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности и другие обстоятельства, предусмотренные законодательством.

Помещение граждан в организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание осуществляется по их заявлению, на основании медицинских показаний и при отсутствии у граждан противопоказаний к приему в такие организации.

Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями для постоянного или временного проживания, а также помещениями для предоставления социальных услуг, предусмотренных действующим законодательством.

В стационарных учреждениях социального обслуживания гражданам пожилого возраста с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:

1) социально-бытовые (предоставление площади жилых помещений, обеспечение питанием, обеспечение мягким инвентарем, уборка жилых помещений и др.);

2) социально-медицинские (выполнение процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг: измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств и др.; проведение оздоровительных мероприятий; систематическое наблюдение за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; и др.);

3) социально-психологические (социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений; психологическая помощь и поддержка, социально-психологический патронаж);

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга;

5) социально-трудовые (проведение мероприятий по использованию остаточных трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам и др.);

6) социально-правовые (оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг; оказание помощи в получении юридических услуг);

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности (обучение пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации; обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах; оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности и др.).

Гражданин или его законный представитель имеет право в любое время отказаться от стационарного социального обслуживания. Отказ оформляется в письменной форме.

Уважаемые читатели!

Если у вас возникли вопросы по публикации, либо вы имеете собственное мнение по данному вопросу, предлагаю обсудить их на моем канале . Если вас интересуют другие вопросы, касающиеся социальной защиты населения, с удовольствием на них отвечу. Если вы изучаете «Право социального обеспечения» в высшем или среднем профессиональном учебном заведении нужную вам информацию можете найти на моем канале. Подписывайтесь на мой канал.