Данный обзор предлагает #рейтинг студийных альбомов великой московской #heavy metal группы #ария.
Он выполнен по тем же правилам, как и составленные ранее рейтинги альбомов Deep Purple (обзор "Фиолетовый рейтинг"), Iron Maiden (обзор "Алый рейтинг") и Сплин (обзор "Синий рейтинг"), а именно: 10 студийных альбомов группы расположены в убывающем порядке. Этот порядок, хотя и определяется исключительно субъективным выбором автора, тем не менее проверен временем.
Отличие от предыдущих обзоров состоит в том, что рейтинг делится только на две части: тройка шедевров и сильные альбомы. Ни одного альбома Арии слабым или даже спорным я назвать не могу.
Как можно заметить, рассматриваются только первые 10 студийных альбомов группы. (Альбомы нынешнего "состава" как записи Арии мной не признаются, как и сам этот проект, о чем говорилось в обзоре "Рок-фейки (часть 1)").
После названия альбома размещена его оригинальная обложка, краткий комментарий к альбому, и одна из наиболее ярких песен с него.
1. Армагеддон (2006)
Лучший альбом группы органично сочетает в себе мощь и динамику таких пластинок, как "Кровь за кровь" (1991), "Игра с огнем" (1989) и "Крещение огнем" (2003), с утонченностью и полутонами аранжировок "Генератора Зла" (1998). Это креативная вершина Арии и пик ее творческого самовопощения, наивысшее достижение 6-го состава группы.
Обзор альбома был сделан ранее в публикации "Это Армагеддон".
2. Генератор Зла (1998)
"Генератор Зла" является свидетельством не только возвращения творческой стабильности в группе в конце трудных 1990-х, но и выхода на новый творческий рубеж. Для Арии он - альбом-взросление, ведь на нем группе удалось то, чего не удавалось очень многим музыкантам и коллективам, а именно выйти на новый уровень творчества, оставаясь при этом узнаваемыми.
Сложные аранжировки, несколько замедленные ритмы, утонченная мелодичность, масса деталей и полутонов, новые краски - все это можно найти в большом количестве на 50-минутном участке музыкального пространства.
Также, этот альбом - последняя из пяти подряд пластинок, где основная масса музыкального материала является плодом совместного композиторства Владимира Холстинина и Виталия Дубинина, а все тексты принадлежат Маргарите Пушкиной.
3. Кровь за кровь (1991)
Тройку шедевров замыкает практически цельное апокалиптическое полотно, достойно венчающее первую эпоху Арии (1985 - 1991). Записать такую мощную и динамичную пластинку во времена, когда heavy metal как стиль уже находился в состоянии глубокого спада, могли только преданные делу и зрелые музыканты.
Обзор альбома был сделан ранее в публикации "Люди и боги".
4. Игра с огнем (1989)
В ранее сделанный мной обзорах уже упоминалось, что альбомы "первой эпохи" (1985 - 1991) Арии для меня - последовательное движение вверх. Эпичная и монолитная "Игра с огнем" по художественной ценности занимает достойное и уверенное, промежуточное положение между "Героем асфальта" и "Кровь за кровь", возглавляя список сильнейших альбомов группы.
Обзор альбома был сделан ранее в публикации "Ария-89".
5. С кем ты? (1986)
Хотя по силе "С кем ты?", конечно, уступает "Герою асфальта", я питаю особую слабость к этому альбому, венчающему ранний период группы. В отличие от своего преемника, в нем есть более ощутимый драйв, особая исполнительская дерзость, и, кроме того, на нем размещено блистательное басовое соло Алика Грановского.
Дополнительный шарм альбому придают плакатно-гимновые тексты Александра Елина, риффовые громады Андрея Большакова, клавишные Кирилла Покровского.
Краткий обзор альбома был сделан ранее в публикации "Еще три юбилея".
6. Герой асфальта (1987)
Классический альбом группы, к которому музыканты до сих пор питают самые теплые чувства, и который, несомненно, является достоянием всей тяжелой музыки, содержит максимальную концентрацию "арийского" творчества - мощь и динамика, эпичные композиции, хиты.
Это первый альбом Арии, выпущенный официально, и первый из пяти подряд альбомов группы, на котором основная масса музыкального материала является плодом совместного композиторства Владимира Холстинина и Виталия Дубинина, а все тексты принадлежат Маргарите Пушкиной.
Особенно стоит выделить песню "Мертвая зона", звучание которой заметно отличается от остальной записи. Она настолько необычна для всего творчества Арии, что поначалу даже вопрос о ее стилевой принадлежности может поставить в тупик. На мой взгляд, эта композиция намекает на будущие творческие поиски группы, наиболее ярко проявившиеся на альбоме "Генератор Зла".
Очень сильный, но довольно академичный в моем восприятии альбом, которому немного не хватает более простых эмоций.
7. Крещение огнем (2003)
Исключительно мощная запись, сразу сделавшая серьезную заявку 6-му составу на место в "арийской" истории. Альбом получился очень динамичным, но, как мне кажется, несколько монотонным, и содержащим пару проходных композиций.
В любом случае, в концертном исполнении почти все песни с альбома звучали очень ярко, а такие композиции, как "Крещение огнем", "Колизей" и "Там высоко" навсегда останутся в золотом фонде Арии.
8. Ночь короче дня (1995)
Первый альбом "второй эпохи" Арии (1995 - 2011), от классических записей отличают упрощенные аранжировки и более доступные для восприятия тексты, в которые вернулась любовная и социально-бытовая тематика.
Альбом стал первым для 5-го состава, а его выход совпал с возвращением интереса к творчеству Арии, и началом второго пика в истории группы. Также, нельзя забывать, что записи тура "Сделано в России" (и 8 из 9 песен с альбома) легли в основу потрясающего одноименного концертного альбома.
Согласно одной из слышанных мной легенд, Владимир Холстинин хотел разместить на 6-м студийном альбоме группы 6 композиций, и назвать его "666", но никаких подтверждений этой информации нет...
9. Мания величия (1985)
Дебют Арии получился очень уверенным, чему способствовал целый ряд факторов: солидная музыкальная подготовка музыкантов в других коллективах, опытное руководство Виктора Векштейна, большая творческая активность создателей группы на фоне расцвета heavy metal как стиля рок-музыки.
"Мания величия" упоминается в обзоре "Дебютник".
10. Химера (2001)
"Химера" получилась очень достойной и интересной пластинкой, но в ней чувствуется неровность и противоречивость переживаемого Арией периода накануне распада 5-го состава группы.
Песни отличаются друг от друга по звучанию, аранжировкам и настроению, а ощущение нестабильности усиливается заметной разницей в подходах Маргариты Пушкиной и Александра Елина к созданию текстов.
Трудно представить себе "арийскую" дискографию без "Химеры", и все же, по своей художественной силе она уступает остальным пластинкам Арии.
Обзор альбома был сделан ранее в публикации "Эпоха Химеры".
За четверть века Ария создала десять альбомов, каждый из которых обладает, подобно персонажам своих обложек, своим узнаваемым настроением и звучанием. И их силу, созвучность времени и место в сокровищнице heavy metal еще предстоит оценить...