Линия Сталина - система укрепрайонов, протянувшеаяся от Черного моря до Балтии, вдоль старой границы СССР. Строилась она не в самое лучшее время. В стране шла индустриализация, росли производства циклопических масштабов, в след за ними тянулась социальная сфера, и у Советского Союза, как у не богатой страны, на все средств не хватало, да и угрозой на западе была еще не Германия, а всего лишь Польша. Поэтому линия состояла из УРов, прикрывавших крупные транспортные узлы (они же города) и дороги. На блицкриг образца 1941 года укрепления рассчитаны не были, ведь на тот момент это было что-то за гранью возможного. Основой укрепления были цепочки ДОТов (всего 2079), чаще всего пулеметные, но были и орудийные.
Причем, некоторые имели подземные помещения и коридоры, связывающие ДОТы между собой, но это единичные случаи. В 1939 году, после переноса границы на запад, началась постройка новой цепочки УРов, так называемая линия Молотова, но ее достройку осуществить не удалось, поэтому порой войска, занимающие позиции на ней, встречали котлованы и колышки, обозначающие место будущего ДОТа. Были, конечно, и завершенные объекты, и их защитники дали бой врагу. К 22 июня 1941 года линия Сталина подошла в подготовленном состоянии, никто ее не разрушал и не разоружал. А в первые же дни ВОВ начали заполнять линию войсками, отмобилизованными до войны.
Первые бои за этот рубеж вспыхнули 25 июня 1941 года. Отпор врагу дали защитники Минского Ура. Прорваться через него немцы не смогли, но так как сплошной линии обороны не было, немцы его обошли с севера и вошли в Минск. После этого красноармейцы были вынуждены прорываться к своим. На юге оборона линии Сталина началась 30 июня 1941 года. По бетонным исполинам немцы вели огонь из артиллерии. Да, их выстрелы стены выдерживали, но при многократном попадании они крошились, тем более и бетон был не лучшего качества. А в бой шли штурмовые группы (пехота с саперами и легкой артиллерией), которые охватывали ДОты, подбирались к ним и в ход шло все- от огнеметов до гранат и взрывчатки. В итоге, за Новоград-Волынский разгорелись тяжелые бои.
И к 8 июля немцы прорываются на восток. В эти же дни был прорван Остропольский УР. Впереди были бои за Киевский Ур, который немцы не прорвут, в сентябре наши войска оставят его сами, после окружения Юго-Западного фронта. Помимо КиУра, стойкость показал и Полоцкий УР в БССР, оборону которого занимала 174-я дивизия Зыгина. Три недели тяжелых боев позволили задержать продвижение противника, Наступающим войскам вермахта не хватало снабжения, так как не удавалось взять под контроль полоцкий дорожный узел. Как мы видим, мужество защитников линии Сталина позволило выиграть время и нанести существенные потери врагу. Так, только под Минском, всего за несколько дней немцы потеряли 210 танков. Но отработанная тактика и создаваемое преимущество на острие атаки сделали свое дело.