Найти в Дзене
Chacun son cinema

Свой среди чужих: антишпионский триллер о буднях секретных агентов

«Шпион, пришедший с холода» (The Spy Who Came in from the Cold, 1965)
реж. Мартин Ритт
"если друг вдруг и не друг, и не враг, а так
этот холод, брр, покидаю, я же не дурак" (с)
секретный агент - грязная и откровенно, говоря, скучная профессия. пока киношпионы распивают мартини и отглаживают манжеты на глянцевых костюмах, герои романов Джона ле Карре скитаются от кабинета к кабинету, ожидая очередного назначения, или ведут разговоры, в хитросплетениях которых выяснится, кто тут враг, а кто так, ну вы поняли.
Ритту наверняка было непросто приступать к адаптации "Шпиона..", так как разговоры это и правда то, из чего состоит первоисточник. вместо перестрелок, погони по крышам и флирта у бара, нашему герою предстоит спиться, сойтись с местной библиотекаршей, потерять моральный облик, избив местного булочника и всё это ради того, чтобы уйти в deep undercover, пути назад откуда нет.
Ле Карре ведёт не двойную, а многослойную игру, которую нельзя нащупать руками - нелицеприятная правда крое

«Шпион, пришедший с холода» (The Spy Who Came in from the Cold, 1965)
реж. Мартин Ритт

"если друг вдруг и не друг, и не враг, а так
этот холод, брр, покидаю, я же не дурак" (с)

секретный агент - грязная и откровенно, говоря, скучная профессия. пока киношпионы распивают мартини и отглаживают манжеты на глянцевых костюмах, герои романов Джона ле Карре скитаются от кабинета к кабинету, ожидая очередного назначения, или ведут разговоры, в хитросплетениях которых выяснится, кто тут враг, а кто так, ну вы поняли.

Ритту наверняка было непросто приступать к адаптации "Шпиона..", так как разговоры это и правда то, из чего состоит первоисточник. вместо перестрелок, погони по крышам и флирта у бара, нашему герою предстоит спиться, сойтись с местной библиотекаршей, потерять моральный облик, избив местного булочника и всё это ради того, чтобы уйти в deep undercover, пути назад откуда нет.

Ле Карре ведёт не двойную, а многослойную игру, которую нельзя нащупать руками - нелицеприятная правда кроется в тёмных углах кадра, в паузах между репликами и в многозначительных взглядах. да, временами это чуть больше театр, нежели кино - Ричард Бёртон и Оскар Вернер разыгрывают по-шекспировски серьёзную словесную баталию, однако последнее слово здесь остаётся не за победителем, а за системой.

как бы ни были привлекательны Доктор Но или Голдфингер, в настоящей теневой войне побеждает тот, кто придумал схему поизвращённее и погрязнее, остальные всего лишь пешки и расходники, пусть и дорогие и хорошо обученные.

7/10 "neutral"
#csc_criterion_2021
#csc_films_aliya