Тема: «Виды дорожных знаков. История и современность. Новые дорожные знаки» (занятие №1)
Цель: актуализировать знания учащихся
Задачи: учить ориентироваться в своей системе знаний с опорой на жизненный опыт, формировать наблюдательность.
Личностные результаты:
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных требований правил дорожного движения, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные:
Регулятивные:
- способность самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения дорожных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся дорожной ситуацией;
- умение оценивания правильности выполнения дорожной задачи, своих возможностей для принятия адекватного решения.
Познавательные:
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- строить рассуждения на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- обозначать символом и знаком предмет и явление;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета или явления;
- переводить информацию из графического или символьного в текстовое и наоборот;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения дорожных задач.
Коммуникативные:
- способность осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения, корректировать его.
Оборудование:
· Мультимедийный проектор;
· Презентация;
· Раздаточный материал (листы А4, карандаши);
· Ватман, клей (скотч), флажки
Размещение обучающихся: за столами в группах по 4-5 человек.
Ход занятия.
1. Мотивация к деятельности.
Учитель предлагает учащимся посмотреть на картинку, выведенную на экран и ответить на вопросы:
1. Что вы видите на картинке?
2. Какие из них вам знакомы и что они обозначают?
2. Изучение нового материала.
Учитель предлагает посмотреть видеоролик и узнать, как же появились дорожные знаки. После просмотра видео задает вопросы по истории, как менялись условные знаки, для чего их создали.
3. Актуализация знаний у учащихся по теме занятия (викторина Что? Где? Когда? «Дорожные знаки моего города»).
Ход викторины «Дорожные знаки моего города» с опорой на презентацию.
Команды в течение нескольких секунд выбирают капитана и название команды (можно сделать заранее). Выводим на доске названия команд. За каждый правильный ответ на вопросы 1, 2, 4, 5, 7, 8 команде присуждается 1 балл, за ответ на вопросы 3 и 6 – 2 балла. Если ответа нет или дан неправильно, то ответить может другая команда, которая первая подняла флажок.
Вопрос 1. В давние времена не было ни личных автомобилей, ни общественного транспорта. Даже конных экипажей ещё не было, и люди ходили пешком из одного поселения в другое. Но им надо было знать, куда ведёт та или иная дорога. А ещё им важно было знать, какое расстояние осталось пройти до нужного места. Чтобы передать эту информацию, наши предки ставили на дорогах…ЧТО?
Ответ: Камни, особым образом надламывали ветки, делали зарубки на стволах деревьев
Вопрос 2. На улицах г. Кирова тоже есть дорожные знаки. Посмотрите и назовите дорожный знак.
Ответ: Пешеходный переход
Вопрос 3. Музыкальный (определить, что обозначает звук из аудио)
Ответ: клаксон автомобиля
Вопрос 4. Какого дорожного знака здесь не хватает?
Ответ: Подземный переход
Вопрос 5. Этот дорожный знак еще называют «кирпич». Что он обозначает?
Ответ: проезд запрещен
Вопрос 6. «Черный ящик» - единственный текстовый дорожный знак, позаимствованный у американцев
Ответ: знак «СТОП»
Вопрос 7. Есть троллейбусы, трамваи, маршрутки, автобусы…и много-много всего. А где они все останавливаются?
Ответ: Автобусная остановка
Вопрос 8. Переезд есть впереди - тормози и подожди.
Он опущен – ход сбавляй, а поднимут – проезжай.
Ответ: Шлагбаум
Подведение итогов (на доске выведены команды и их баллы). Выявляем победителей.
4. Осознание и осмысление учебной информации.
Говорит учитель: «Итак, мы с вами повторили дорожные знаки, какие они были изначально, когда только-только появились первые дороги. Но что же будет в будущем? Посмотрите на этот дорожный знак (вывод картинки на экран). В нашем городе Кирове не так давно появился новый дорожный знак «Уступи всем, и можно направо».
Какие же дорожные знаки будут в будущем? Когда машины будут летать над землей, возможно, будут новые воздушные дороги. Какие тогда будут нужны дорожные знаки?
Обсудите в группах и нарисуйте свой вариант дорожных знаков будущего.
Делают коллаж «Дорожные знаки будущего».
5. Рефлексия
Учитель предлагает выбрать смайлик, соответствующий настроению каждого учащегося и положить рядом с собой (опрос детей, объяснение своего настроения).
Награда победителей викторины.
6. Домашнее задание.
1) Сфотографировать дорожные знаки по пути из дома в школу и подписать их значение;
2) Отправить на электронный адрес школы.
7. Использование: https://yuid.ru/istoriya-dorozhnyh-znakov/, https://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/pravila-bezopasnogo-povedenija-na-doroge/kogda-i-gde-pojavilis-dorozhnye-znaki.html, https://progorod43.ru/news/66480.