Правила общежития

Все мы, безусловно, разные и у каждого свой взгляд на жизнь. Одни из нас глубоко религиозны, другие стремятся насладиться жизнью здесь и сейчас, кто-то видит свой жизненный путь как постоянное духовное совершенствование, кто-то через призму утилитарности и прагматизма, некоторые же считают, что смысл их жизни заключается в самопожертвовании и принесения пользы другим людям и, даже, человечеству в целом.

Однако, человек - существо социальное, неспособное жить вне социума. В связи с этим всегда возможен конфликт между интересами индивидуумов и социума в целом. Если социум находится в стабильно благоприятных условиях, когда для его выживания не требуется согласованных усилий его членов -- выгоднее отдать предпочтение многообразным интересам индивидуумов.* Это дает возможность из множества разных тенденций выбрать наиболее оптимальные для социума в целом. Если же условия нестабильны и неблагоприятны, для выживания общества требуется согласованность усилий, то интересами индивидуумов жертвуют - в пользу интересов социума.

А вот как организовать жизнь самого социума? Человечество с самого зарождения искало ответ на этот вопрос.

Христианство

"Все мне позволительно, но не все полезно"Апостол Павел: (1 Кор 10, 23)

Заповеди были даны людям еще в Ветхом Завете. Они были даны Моисею в виде двух каменных плит — скрижалей, на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви к Господу, а на второй — остальные шесть повествуют об отношениях между людьми:

  • Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Вот что пишет по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «Как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому если в этом мы ниже их, то превзойдем в другом отношении посредством уважения к ним, не только по закону природы, но и преимущественно перед природой, по чувству страха Божия. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями»

  • Не убий.

Любой вред, нанесенный ближнему, есть также нарушение этой заповеди. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин 3, 15), — говорит слово Божие.

  • Не прелюбодействуй.

Муж и жена отныне уже не двое, а одна плоть (Быт 2, 24) Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в одну плоть для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Всякая попытка похитить радости брака без взаимного доверия и той ответственности, которые предполагает брачный союз, — тяжелый грех, который, по свидетельству Священного Писания, лишает человека Царства Божия (см.: 1 Кор 6, 9)

  • Не кради.

Кража подразумевает ложь. Один обманывает другого воспользовавшись его невниманием/расположением/своим превосходством. Но тогда и вся торговля - это кража, ссудный процент - кража.

  • Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Апостол Иаков говорит, что языком мы порой благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию (Иак 3, 9). Не судите, да не судимы будете (Мф 7, 1)

  • Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Зависть к богатству, талантам, здоровью ближних убивает в нас любовь к ним, зависть как кислота разъедает душу. Завистливому человеку трудно общаться с другими. Его радуют скорбь, горе, постигшее тех, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти: он — семя других грехов. Человек завистливый также грешит против Бога, он не хочет довольствоваться тем, что ему посылает Господь, он обвиняет во всех своих бедах ближних и Бога. Такой человек никогда не будет счастлив и доволен жизнью, ведь счастье зависит не от земных благ, а от состояния души человека. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17, 21)

Когда Иисуса Христа спросили: Какая наибольшая заповедь в законе? — Он ответил: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22, 36-40).

Ватикан

Что касается 7 смертных грехов, то изначально греческий монах-теолог Эвагриус из Понта (Evagrius of Pontus) составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня (pride), тщеславие (vainglory), духовная леность (acedia), гнев (anger), уныние (sadness), алчность (avarice), сладострастие (lust) и чревоугодие (gluttony). Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).

А в конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть (envy). Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви:

1. Гордыня – это чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречия с величием Господа. В библии в книге пророка Иеремии написано

(Иер.50:31-32) "Вот, Я – на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф, ибо пришел день твой, время посещения твоего. И споткнётся гордыня, и упадет, и никто не подымит его; и зажгу огонь в городах его, и пожрет все вокруг его."

2. Зависть – неудовольствие при виде чужого счастья и удовольствие в его же несчастье. В Святом писании в книге притчей Соломоновых очень доходчиво сказано о зависти.

(Прит. 14:30) "Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей."

3. Гнев – это чувство сильного возмущения и негодования.

(Прит.27:3) "Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих."

4. Леность – это избегание духовной и физической работы. В слове Божьем написано

(Прит. 26:13-16) "Ленивец говорит; «лев на дороге! лев на площадях!» Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей. Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести её до рта своего. Ленивец в глазах своих мудрее, семерых отвечающих обдумано."

5. Алчность – это чрезмерное желание материального обогащения, жажда наживы, отвержение и игнорирования духовных принципов.

(2Кор. 9:6) "При сём скажу; кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт."

6. Чревоугодие – это не сдерживаемое желание потреблять пищи больше чем требуется для организма. В книге Иисуса сына Сирахова

(Сир 37. 33) написано; "Ибо от многоедания бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры."

7. Сладострастие – это страстное желание плотских удовольствий.

(Гал.5:19) "Дела плоти известны; они суть, прелюбодеяние блуд, нечистота непотребство."

Наука

Что касается социальных норм народов мира, то сотрудники Оксфордского университета под руководством Оливера Скотта Карри (Oliver Scott Curry) обратившись к базе данных о межкультурных вариациях под названием «Файлы области человеческих отношений» (Human Relations Area Files, HRAF, организованная Йельским университетом), изучили развитие морали в человеческих культурах и пришли к выводу, что каждое общество одинаково оценивает или определяет приоритеты социальных норм в самых различных обществах, что по-сути является концепцией морального универсализма.

Вот эти принципы:

· помощь семье;

· помощь своей общине;

· взаимопомощь (гумманизм);

· храбрость (инициативность);

· уважение к старшим (к их житейскому опыту);

· справедливость;

· уважение владения (права собственности).

*- эффект синергии позволяет взаимодействию множества превзойти простую сумму действий каждого. И несмотря на реальное существование «Эффекта Рингельмана»** с ним можно бороться. Уменьшению последствий эффекта способствуют сплоченность внутри группы, индивидуальная ответственность за часть результата и понимание задания каждым членом группы а также доступность результатов работы каждому человеку.

** - "Эффект Рингельмана" или эффект социальной лени, заключается в снижении продуктивности отдельных членов команды при увеличении ее численности. Чем больше группа, тем меньшую ответственность ощущают ее участники и, как следствие, перекладывают задачи друг на друга.