87 подписчиков

Арта Исодзаки: «Моя индивидуальность заключается в том, чтобы каждый раз делать что-то новое. Не следовать единому стилю»

Арата Исодзаки — японский архитектор-постмодернист, работы которого всегда находились в контексте окружающей среды и социальных изменений, а не политических течений. Лаурет 41-й Притцкеровской премии.

Арата Исодзаки — японский архитектор-постмодернист, работы которого всегда находились в контексте окружающей среды и социальных изменений, а не политических течений. Лаурет 41-й Притцкеровской премии. Сейчас ему 87 лет, он родился в Японии на о. Кюсю, его учителем был Кендзо Танге, который руководил перестройкой Хиросимы после бомбардировок. Сегодня Арта поражает своим умением создавать самобытные конструкции в технологичном и современном стиле. Абсолютно уникальные и точно запоминающиеся.

Часто изменения в архитектуре определяются историческими факторами, чтобы появилось что-то по-настоящему новое — необходим толчок, зачастую агрессивный и неожиданный. Таким толчком для Исодзаки стала атомная бомбардировка Хиросимы.

«Моим первым впечатлением от архитектуры было отсутствие архитектуры»

Это слова и про последствия катастрофы, и про скромные виды города. Арата искренне любил родину и посвятил всего себя архитектуре Японии, позже он показал на что способен и западу! Он стал первым восточным архитектором, чьи проекты стали реализовывать за пределами страны.

К 32 годам Арата уходит в самостоятельное плавание и создает бюро — «Isozaki, Aoki & Associates», с 2018 название изменилось на «AAarchitects».

Арата начинал свою деятельность с метаболизма — архитектурного течения, в основе которого принцип динамической изменчивости, акцентирование внимания на «пустоте». Теперь же он отказался от всякого стиля. Он любит и умеет подстраиваться под обстоятельства. Каждый его проект вписывается в ландшафт, в атмосферу, в ритм города благодаря эстетическому таланту и нескончаемой фантазии архитектора.

Арата всегда отмечал, что в его проектах есть выделенная экспрессия отдельных частей конструкции. Это, по мнению архитектора, отличает его от классических метаболитов. Сам он даже придумал название для своего стиля — «маньеризм».

Самые значимые проекты архитектора:

1. Музей современного искусства в г. Гунма, Япония, 1974

Photo credit: archi.ru
Photo credit: archi.ru

Одним из первых и самых ярких проектов автора становится Музей современного искусства в Японии, в городе Гунма. Именно в нем архитектор проявил себя как «маньерист», разбив здание на несколько условных кубов. С внешней стороны все блоки покрыты алюминиевыми и стеклянными панелями. Грани кубов разделены на квадраты, что создает интересный оптический эффект.

2. Allianz Tower в Милане, Италия, 2015

Photo Credit: Pinterest
Photo Credit: Pinterest

Небоскреб построен в сотрудничестве с Маттео Маффеи для страховой компании Allianz. Его общая высота составляет почти 242 метра — он считается одним из самых высоких зданий в Италии (если не считать шпиля еще одного миланского небоскреба Unicredit). Небоскреб прозвали Diritto ("Прямой"). Главная идея заключалась в том, чтобы здание казалось подвижным и стремящимся в бесконечность. Архитектору удалось!

3. Музей человечества, Ла Корунья, Испания, 1995

Photo credit: Pinterest
Photo credit: Pinterest

Испания является для архитектора излюбленным местом после родной Японии, у Исодзаки множество реализованных проектов в этой яркой и солнечной стране. Для постройки некоторых (дворец спорта в Палафолсе) он даже открыл испанский филиал своего бюро.

«La Casa del Hombre» (в переводе с испанского — Дом Человечества» в Ла Корунье стал одним из самых значимых объектов города, не считая древнеримского маяка. Исодзаки сознательно уравнял их по высоте. Этот интерактивный научный музей находится на скале, где раньше была каменоломня. От последствий воздействий негативных факторов окружающей среды Исоздаки предусмотрел изогнутый защитный фасад. Противоположная зигзагообразная стена выполнена из местного гранита.

4. Катарский Национальный Конференц-центр, Доха, Катар, 2011

Photo credit: Pinterest
Photo credit: Pinterest

В исламе есть священный предмет — дерево. Оно является олицетворением многих сакральных смыслов. Объединяет и защищает. Гигантские колонны Катарского национального конференц-центра олицетворяют это священное дерево. Конструкция выполнена из металла, а задние в целом имеет пульсирующую и футуристичную форму. Архитектор объяснял свою идею так:

«Под тенью ветвей поэты читают стихи, ученики слушают учителей. Разумеется, это также и древо знаний»

Qatar National Convention Center — самый большой выставочный центр на Среднем Востоке, который может вместить до 7000 человек.

5. Гималаи-центр, Шанхай, Китай, 2010

Photo credit: archi.ru
Photo credit: archi.ru

В работе над этим проектом архитектор вновь обращался к уже излюбленным природным формам, в этот раз подкрепив эти образы учениями феншуй. В итоге это повлияло на организацию пространства. Много свободного места, бетонные конструкции и работа в контексте — любимые приемы архитектора. Располагается Гималаи-центр в современном районе Пудун в Шанхае, недалеко от центрального парка.

Многофункциональный центр называют «бетонным лесом». На фундаменте из стекла и бетона расположились две стеклянные башни разной высоты и формы. Необычные бетонные «заросли деревьев» создают необычный и даже резкий контраст с типично-офисными стеклянными кубами.

6. Библиотека MABIC, Марнелло, Италия, 2011

Photo credit: archi.ru
Photo credit: archi.ru

Совместный проект бюро Исодзаки: и архитектора Андреа Маффеи. Это светлое и современное культурное пространство, интегрированное в историческую среду. Библиотека словно с уважением относится к культурному году старинного города и ненавязчиво огородилась от него высокими стенами, создавая уютную «закрытую» атмосферу, не нарушая многолетнюю архитектуру.

Напольные покрытия, потолки, мебель — все белого цвета. Фасад состоит из прозрачной мембраны и открывает вид на окрестности. У его основания искусственные водоемы, выполняющие кроме эстетической функции еще и практическую: они отражают солнечный свет и все окружающие предметы. В качестве строительного материала был выбран бетон, излюбленный инструмент творца.

Слова самого Арта Исодзаки о своем искусстве

В 1985 году Арта Исодзаки давал интервью американскому журналисту Майклу Блэквуду, в котором признался в следующем:

Каждый раз, когда я возвращаюсь в Оиту, многие говорят мне, что им не нравятся здания, которые я здесь построил. Такая противоречивая оценка кажется мне хорошим знаком. Одни люди меня сильно поддерживают, а другие наоборот. Значит, мои здания — это не что-то обычное и бесхарактерное. У этих домов есть характер, и люди видят его.

Исодзаки много времени посвящал не только архитектуре, но и философии с публицистикой, он известен как остроумный эссеист и полемист. Трепетное и равноценное отношение как к глобальному, так и к уникальному позволили ему не только опираться на самые разные источники идей, но и стать одним из первых японских архитекторов, получивших признание во всем мире. Восхищаемся и вдохновляемся!

Арата Исодзаки — японский архитектор-постмодернист, работы которого всегда находились в контексте окружающей среды и социальных изменений, а не политических течений. Лаурет 41-й Притцкеровской премии.-9