Найти тему
Бизнес-клуб «Атланты»

Как решать бизнес-задачи творчески: теория ТРИЗ

Оглавление

Как IKEA чуть не потеряла маркетинговые бюджеты и репутацию из-за сумок с опечаткой в адресе сайта, и при чём тут методология ТРИЗ? Разбираемся, как творческий подход в бизнесе экономит время, нервы и деньги.

Теория решения изобретательских задач или ТРИЗ – это набор методов решения различных задач и усовершенствования систем. Теория отлично применяется в бизнесе и тому есть масса примеров.

История ТРИЗ

Первую версию ТРИЗ разработал советский изобретатель и

писатель-фантаст Генрихом Альтшуллер. Он с коллегами проанализировал 40 тысяч патентов в попытке найти закономерности в процессе решения инженерных задач и появления новых идей.

ТРИЗ использует 5 основных принципов и заставляет нас смотреть на проблемы иначе.

1. Идеальный конечный результат

Нестандартное мышление – это хороший принцип для достижения

Идеального конечного результата. ТРИЗ призывает людей не слишком быстро удовлетворяться решением проблемы, всегда быть открытыми для ещё лучших идей.

2. Чем меньше, тем больше

Не всегда нужно вкладывать много денег, чтобы прийти к лучшей

идее. Инновации могут быть реализованы с помощью существующих материалов, и иногда решение находится под рукой.

3. Решения уже существуют

ТРИЗ помогает людям искать решения вне их основной области знаний. Смотреть на проблему иначе. Решение уже есть, просто вы не всегда ищите его в нужном месте.

4. Поиск фундаментальных противоречий

Инновация – это всегда решение проблемы или противоречий. Когда эти противоречия определены, решение неизбежно найдётся.

5. Линии эволюции

Системы не эволюционируют случайным образом. У всего есть

закономерности.

Цель ТРИЗ – развитие гибкого мышления и воображения, а также

способности решать сложные задачи изящными и эффективными способами.

Когда задача считается изобретательской?

Обычная задача становится изобретательской, когда она требует

устранения противоречий или, другими словами, достижения идеального конечного результата.

В ТРИЗ существует три типа противоречий:

1. Административное противоречие — нужно совершенствовать систему, но вы не можете или не имеете на это права. Например: вы не можете потратить бюджет, нет времени на создание проекта или вам не хватает персонала.

2. Техническое противоречие — улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра.

3. Физическое противоречие — чтобы улучшить систему, какая-то её часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно.

Пример из бизнеса

Задача: ускорить обработку заявок в банке.

Противоречия:

1. Административное противоречие — бюджет ограничен.

2. Техническое противоречие — вам нужно увеличить размер колл-центра, но при этом увеличатся и расходы.

3. Физическое противоречие — вам нужно много людей, чтобы ускорить обработку, но тогда вы превысите бюджет.

Решением этой проблемы может стать создание удалённого колл-центра. Вам не нужно будет платить за аренду офиса, а скорость обработки заявок увеличится. Но потенциально могут возникнуть и другие административные противоречия. Например, как управлять колл-центром, не тратя ресурсы и не теряя качества обработки? Поэтому существует и второе решение — создать чат-бота, который будет обрабатывать заявки и которым не нужно управлять. Однако боты недостаточно умны, чтобы работать полностью автономно. Так что лучшим вариантом здесь будет сочетание этих двух решений.

Вы можете использовать бота для первичной обработки заявок, а небольшую команду колл-центра – для вторичной обработки.

Так что сделали в IKEA?

Существует такой принцип разрешения противоречий (всего их порядка 40), который называется «Превращение лимонов в лимонад». Отличным примером использования этого принципа является недавняя ситуация IKEA, когда компания выпустила

линейку сумок с надписью «co» вместо «com».

Противоречия очевидны: отзыв всей партии и её уничтожение принесут только убытки, а создание новой линии не вписывается в концепцию экологичности, за которую выступает IКЕА.

Что сделала компания? Объявила эту коллекцию ограниченной и

заявила, что делать ошибки – это нормально. Таким образом был достигнут Идеальный конечный результат, который не только ничего не стоил, но и принёс компании дополнительную популярность.

ТРИЗ учит смотреть на задачи иначе: искать идеальный результат, понимать, что не всегда нужны глобальные инвестиции, решение уже существует.

А вы за творчество или сухую логику в бизнесе?